Многообразие и контрастность естественных и исторических характеристик Палестины
предопределили и такой же характер сформировавшихся на ее территории культурных
феноменов, нашедших отражение в археологических памятниках. Последние столь
же многообразны и во времени и в пространстве. Уже в раннем каменном веке в
одних случаях их отличает длительное гомогенное развитие, в других – заметная
изменчивость, взаимодействие различных индустриальных традиций,
сосуществование поселков в пещерах, гротах, на открытых участках. В
последующие эпохи контрастность различий сочетается с выработкой ряда
достаточно прочных стереотипов. Наиболее специфично здесь формирование теллей – многослойных и чрезвычайно
долговременных поселений, базировавшихся прежде всего на сложившейся
земледельческой экономике. При наличии достаточно плодородных и быстро
восстанавливающихся от истощения почв, постоянных источников их увлажнения,
удобного для обороны расположения и разветвленных путей связей с
местонахождениями необходимых ресурсов такие многослойные поселения могли
существовать на одном месте тысячелетиями. Остатки поселков наслаивались один
на другой иногда последовательно, что отражало гомогенность
развития,
иногда с краткими или длительными разрывами, знаменовавшими природные или
исторические катаклизмы: сейсмические и климатические сдвиги, войны, миграции,
перегруппировку или значительную смену населения. Остатки каждого поселка
составляли слой, группа отмеченных гомогенным развитием слоев – исторический
период, сумма таких групп отражала уже эпоху и в определенных случаях позволяла
судить о ключевых моментах истории памятника. Поэтому информативность теллей
исключительно велика: они являются решающими эталонами и для установления
относительной хронологии памятников и для исторической интерпретации их
материалов.
Телль в разрезе |
Но лишь немногие
области ойкумены обладают указанной выше суммой условий образования теллей.
Прежде всего здесь должен быть назван Ближний Восток. А внутри него одни из
наиболее значительных их концентраций локализуются в прибрежных, межгорных и
речных долинах Палестины. Именно на теллях найдено большинство
доэллинистических городов, начиная с древнейших из них, возникших в раннем
бронзовом веке. Высота теллей в отдельных случаях превышает 20 м, площадь колеблется в
среднем от 2,8 до 8 га,
хотя известны как совсем небольшие холмы (0,8 га), так и
телли-гиганты, подобные Телль Асору (80 га). Они включают до 20 слоев. Средние
хронологические рамки существования теллей – от 1 тыс. до 2 тыс. лет, но есть
среди них и подлинные «долгожители»: так Телль эс-Султан, увенчанный по сей
день существующим на нём Иерихоном, был, по словам учёных, впервые заселен более 11 тыс. лет
назад.
Телль эс-Султан |
Но помимо теллей
в земле Палестины сохраняются многие тысячи прочих поселений, не столь
долговременных, отличающихся по размерам, характеру построек, функциональной
направленности, хозяйству, культурным традициям. Они крайне важны для определения
специфики заселения региона в конкретные исторические периоды и в различных
экологических условиях, отмеченных выше, - от земледельческих поселков,
прибрежной и речных долин с сырцовыми наземными домами до карстовых пещер и
базальтовых домов горных областей, наконец, подземных жилищ и шахт древних
рудокопов. Если телли крайне важны для разработки проблемы формирования
городов, появившихся в Палестине во второй половине III тыс. до н.э., то однослойные поселки, часто в
сочетании с теллями, позволяют исследовать общую структуру заселения региона с
определением поселенческих систем и иерархии поселений, что крайне важно для
социально-экономических характеристик конкретных периодов истории Палестины.
Особую группу
памятников составляют медные рудники – одни из древнейших в Старом Свете и
документирующие особую роль Святой земли в возникновении металлургии – еще
одном важнейшем феномене человеческого развития. В этом аспекте Палестина
обладает уникальными памятниками, характеризующими как последовательные этапы
добычи и обработки руды, так и быт самих рудокопов.
Следующим
важнейшим видом археологических источников, особенно для суждения об идеологии,
мировосприятии и духовной культуре, являются погребальные памятники. Они также
известны ныне во все периоды древнейшей истории Палестины начиная со среднего
каменного века и отличаются поразительным многообразием и чрезвычайно высокой
информативностью. В последующие же периоды фиксируются самые различные формы и
обряда и ритуала – от обычных трупоположений в вытянутых ямах до резко скорченных
скелетов или вторичных захоронений расчлененных костей в наземных (дольмены,
каменные ящики и кольца (кромлехи), купольные гробницы) и подземных (катакомбы)
сооружениях или же в глиняных вместилищах – оссуариях в виде домов или
кувшинов, гладких или покрытых росписью. Часть погребений безынвентарна, другая
же сопровождается заупокойными дарами, иногда достаточно богатыми и
информативными.
Наряду с отмеченными
основными видами археологических памятников в отдельных районах Палестины
встречены и памятники глубоко специфические. Примером их могут служить
найденные в пустынных районах, где основной отраслью хозяйства долгое время
оставалась охота, специальные устройства для ее загонной формы. Они
представляют собой воронкообразные ловушки с каменными стенами. Узкий участок
«воронки» был предназначен для отстрела загнанных в ловушки животных, прежде
всего газелей.
К числу
экстраординарных объектов должны быть причислены и отдельно стоящие святилища и
единичные каменные зооморфные изображения – своеобразные свидетельства
пустынного искусства.
Наконец,
важнейшим, но, к сожалению, предельно редким видом находок в неиссякаемой
археологической целине Святой Земли являются древнейшие надписи по камню и
глине, начиная со знаменитого Гезерского календаря
(X в. до н.э.) и стелы Меши
(IX в. до н.э.). Но этот вид в равной мере
может быть отнесен как к археологическим, так и к письменным свидетельствам.
скажите пожалуйста, насколько я поняла из ваших слов-- вы это преподаете. что это за курс и где?
ОтветитьУдалитьКурс "Библейская Археология". Где? В теологических учебных заведениях - куда приглашают, там и читаю )))
ОтветитьУдалить