вторник, 24 января 2012 г.

Характер археологических памятников Палестины


Многообразие и контрастность естественных и исторических характеристик Палестины предопределили и такой же характер сформировавшихся на ее территории культурных феноме­нов, нашедших отражение в археологических памятниках. Послед­ние столь же многообразны и во времени и в пространстве. Уже в раннем каменном веке в одних случаях их отличает длительное го­могенное развитие, в других – заметная изменчивость, взаимодейст­вие различных индустриальных традиций, сосуществование посел­ков в пещерах, гротах, на открытых участках. В последующие эпохи контрастность различий сочетается с выработкой ряда достаточно прочных стереотипов. Наиболее специфично здесь формирование теллей – многослойных и чрезвычайно долговременных поселений, базировавшихся прежде всего на сложившейся земледельческой экономике. При наличии достаточно плодородных и быстро восстанавливающихся от истощения почв, постоянных источников их увлажнения, удобного для обороны расположения и разветвленных путей связей с местонахождениями необходимых ресурсов такие многослойные поселения могли существовать на одном месте тыся­челетиями. Остатки поселков наслаивались один на другой иногда последовательно, что отражало гомогенность развития, иногда с краткими или длительными разрывами, знаменовавшими природные или исторические катаклизмы: сейсмические и климатические сдвиги, войны, миграции, перегруппировку или значительную смену населения. Остатки каждого поселка составляли слой, группа отме­ченных гомогенным развитием слоев – исторический период, сумма таких групп отражала уже эпоху и в определенных случаях позво­ляла судить о ключевых моментах истории памятника. Поэтому ин­формативность теллей исключительно велика: они являются реша­ющими эталонами и для установления относительной хронологии памятников и для исторической интерпретации их материалов.
Телль в разрезе

Но лишь немногие области ойкумены обладают указанной выше суммой условий образования теллей. Прежде всего здесь должен быть назван Ближний Восток. А внутри него одни из наиболее зна­чительных их концентраций локализуются в прибрежных, межгор­ных и речных долинах Палестины. Именно на теллях найдено боль­шинство доэллинистических городов, начиная с древнейших из них, возникших в раннем бронзовом веке. Высота теллей в отдельных случаях превышает 20 м, площадь колеблется в среднем от 2,8 до 8 га, хотя известны как совсем небольшие холмы (0,8 га), так и телли-гиганты, подобные Телль Асору (80 га). Они включают до 20 сло­ев. Средние хронологические рамки существования теллей – от 1 тыс. до 2 тыс. лет, но есть среди них и подлинные «долгожители»: так Телль эс-Султан, увен­чанный по сей день существующим на нём Иерихоном, был, по словам учёных, впервые засе­лен более 11 тыс. лет назад.
Телль эс-Султан

Но помимо теллей в земле Палестины сохраняются многие тыся­чи прочих поселений, не столь долговременных, отличающихся по размерам, характеру построек, функциональной направленности, хозяйству, культурным традициям. Они крайне важны для определе­ния специфики заселения региона в конкретные исторические пери­оды и в различных экологических условиях, отмеченных выше, - от земледельческих поселков, прибрежной и речных долин с сырцовы­ми наземными домами до карстовых пещер и базальтовых домов гор­ных областей, наконец, подземных жилищ и шахт древних рудоко­пов. Если телли крайне важны для разработки проблемы формиро­вания городов, появившихся в Палестине во второй половине III тыс. до н.э., то однослойные поселки, часто в сочетании с теллями, позволяют исследовать общую структуру заселения региона с определением поселенческих систем и иерархии поселений, что крайне важно для социально-экономических характеристик кон­кретных периодов истории Палестины.
Особую группу памятников составляют медные рудники – одни из древнейших в Старом Свете и документирующие особую роль Святой земли в возникновении металлургии – еще одном важнейшем фено­мене человеческого развития. В этом аспекте Палестина обладает уни­кальными памятниками, характеризующими как последовательные этапы добычи и обработки руды, так и быт самих рудокопов.
Следующим важнейшим видом археологических источников, особенно для суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуре, являются погребальные памятники. Они также известны ныне во все периоды древнейшей истории Палестины начиная со среднего каменного века и отличаются поразительным многообрази­ем и чрезвычайно высокой информативностью. В последующие же периоды фиксируются самые различные формы и обряда и ритуа­ла – от обычных трупоположений в вытянутых ямах до резко скор­ченных скелетов или вторичных захоронений расчлененных костей в наземных (дольмены, каменные ящики и кольца (кромлехи), ку­польные гробницы) и подземных (катакомбы) сооружениях или же в глиняных вместилищах – оссуариях в виде домов или кувшинов, гладких или покрытых росписью. Часть погребений безынвентарна, другая же сопровождается заупокойными дарами, иногда достаточ­но богатыми и информативными.
Наряду с отмеченными основными видами археологических памятников в отдельных районах Палестины встречены и памятники глубоко специфические. Примером их могут служить найденные в пустынных районах, где основной отраслью хозяйства долгое время оставалась охота, специальные устройства для ее загонной формы. Они представляют собой воронкообразные ловушки с каменными стенами. Узкий участок «воронки» был предназначен для отстрела загнанных в ловушки животных, прежде всего газелей.
К числу экстраординарных объектов должны быть причислены и отдельно стоящие святилища и единичные каменные зооморфные изображения – своеобразные свидетельства пустынного искусства.
Наконец, важнейшим, но, к сожалению, предельно редким видом находок в неиссякаемой археологической целине Святой Земли яв­ляются древнейшие надписи по камню и глине, начиная со знамени­того Гезерского календаря (X в. до н.э.) и стелы Меши (IX в. до н.э.). Но этот вид в равной мере может быть отнесен как к археоло­гическим, так и к письменным свидетельствам.

2 комментария:

  1. скажите пожалуйста, насколько я поняла из ваших слов-- вы это преподаете. что это за курс и где?

    ОтветитьУдалить
  2. Курс "Библейская Археология". Где? В теологических учебных заведениях - куда приглашают, там и читаю )))

    ОтветитьУдалить