суббота, 30 июня 2012 г.

Мёртвое-Мёртвое Море



Во время осады Иерусалима в 70 г. командующий римской армией Тит приговорил нескольких рабов к смерти.  Расправа должна была стать короткой: связанных вместе одной цепью, приговорённых бросили в море у подножия Моавитских гор. Однако же несчастные не утонули. Как пробки, они дрейфовали на поверхности моря, покуда ветер не вынес их к берегу. Сие необъяснимое явление произвело такое впечатление  на Тита, что он даже простил незадачливых утопленников.
И это только одна из удивительных вещей, происходивших, по данным разных источников, в районе Мёртвого Моря (יַם-הַמֶלַח – «Моря Соли»), где, согласно уже библейскому повествованию произошла катастрофа, унесшая сотни жизней жителей Содома и Гоморры. По сообщениям некоторых древних греков (первым в этой области был Павсаний) над морем витают ядовитые пары, поднимающиеся с поверхности воды. Арабы говорят, что в стародавние времена ни одна птица не могла достигнуть противоположного берега – на полпути пернатые просто падали замертво в воды «асфальтового озера» (название, под которым данный водоем не раз появляется на страницах трудов Иосифа Флавия).
Все эти традиционные истории были издавна известны миру, однако же до 1848 г. ни один учёный не располагал данными о Мёртвом Море из первых рук и не производил исследований на его берегах. В выше указанном году американская научно-исследовательская экспедиция под руководством геолога У. Ф. Линча вознамерилась разгадать загадку Мёртвого Моря.
Одним осенним днём жители Средиземноморского города Акко стали свидетелями необычных манёвров. С пришвартованного в гавани корабля на берег были доставлены две металлические лодки, которые затем водрузили на телеги, и около дюжины лошадей потащили их вглубь континента. Три недели спустя, после череды невероятных трудностей, Линчу удалось доставить судна в Южную Галилею. Там, в Тверии, лодки, наконец, и спустили на воду.
Когда Линч на Галилейском озере (оз. Кинерет) сверился с первыми показаниями своего теодолита[1], его уже ждал первый сюрприз... Сперва он даже подумал, что подсчёты его неверны, но контрольные замеры подтвердили, что поверхность озера, сыгравшего значительную роль в жизни Иисуса, лежит ниже уровня Средиземного моря почти  на 200 метров. С каких же высот, в таком случае, сбегает Иордан, протекающий через Галилейское море насквозь?
Несколько дней спустя Линч уже карабкался по склонам снежноголового Хермона. Среди останков поломанных колонн и врат стояла деревушка Баньа. Местные арабы проводили его через густые заросли олеандра к полузаваленной известняковой пещере в крутом склоне горы. Здесь-то, на высоте ок. 520 метров выше уровня Средиземного Моря, из пещерного мрака и вырывался поток чистой воды – самый первый источник Иордана. В свое время на этом месте Ирод Великий построил Паниум – храм Пана в честь императора Августа. Раковинообразные ниши, высеченные в камне, окружающем пещеру источника, можно увидеть и до сих пор. Здесь, у источника Великой реки во времена Христа прославлялся греческий бог пастбищ, который, дуя в свою флейту, словно бы аккомпанировал постоянному рождению реки. Всего километрах в пяти от этого места (вниз по склону, 154 м над уровнем Средиземного моря) стоял Дан, частенько упоминаемый в Библии как самая северная точка страны. Здесь же – ещё один источник, направляющий свои воды в Иордан.
Когда на своём пути (на отметке ок. 19 км) Иордан достигает озера Хула, русло реки лежит уже всего шестью метрами выше уровня Средиземного моря. На протяжении следующих почти 10 км, отделяющих Хулу от Кинерета, происходит резкое понижение высоты чуть более чем на 200 метров. Итого видим, что от первого источника на склоне южном Хермона до Галилейского моря падение Иордана составляет уже 728 метров.
Чернецов Н.Г. Вид реки Иордан

Из Тверии участники экспедиции в своих металлических лодках следовали от Кинерета до самого Мёртвого Моря, удивляясь по пути тому, как пышная растительность Галилеи пропадает, сменяемая всё белее и более редкими клочками зелени, концентрирующимися лишь вдоль берегов реки. На этом фоне попавший в поле зрения исследователей Иерихон, безусловно, показался им сказочным оазисом. Наконец они достигли своей цели: перед ними, закованное промеж почти вертикальных  обрывов, лежало оно – Мёртвое Море.
Первым делом было решено поплавать. Но стоило учёным погрузиться в воду, как они почувствовали, что маслянисто-кислотная жидкость сама выталкивает их на поверхность. Ох и нахлебались-натерпелись же они тогда, неумело барахтаясь в упрямой воде! Однако, это доказывало правдивость древних историй: в этом море действительно невозможно утонуть. Палящее солнце высушило кожу вышедших из воды мужчин почти мгновенно, превращая остатки влаги в тонкую белую соляную корочку.
Ни раковин, ни водорослей, ни кораллов, ни рыбы, ни, тем паче, рыбацкой лодки – ничто не нарушало мертвенного спокойствия солёных вод. Ровная гладь да безжизненные скалы. И только многовековые отложения соли по берегам сверкали на солнце, подобно бриллиантам. А в  воздухе витал острый кислотный запах.
22 дня лодки американцев курсировали туда-сюда по Мёртвому морю. Они брали пробы воды для анализов, проводили бесчисленные зондирования и, как результат, вывели следующее: устье Иордана в месте его впадения в Мёртвое Море расположено на 393 метра ниже уровня Средиземного Моря, а дно его – ещё на 400 метров ниже (почти 800 м); значит, если в результате какой-либо сейсмической катастрофы Средиземное море преодолеет стокилометровый барьер, отделяющий его от Иорданской долины, то та, в свою очередь, окажется затопленной по самое Хулу и исчезнет с лица земли вместе с Мёртвым Морем.
«Когда ветер колышит поверхность бассейна, - писал Линч, - волны бьются о борта лодки, словно молоты о наковальни. Но тяжесть солёных вод такова, что лишь только ветер стихает, морская поверхность снова умирает».
Из позднейших отчётов экспедиции мир узнал, что[2]:
- вода Мёртвого Моря содержит около 30% твёрдых ингредиентов, в основном, хлорид натрия или попросту – поваренную соль. Для сравнения можно сказать, что океаническая вода содержит всего от 3.3 до 4% соли.
- на протяжении почти 160 километров Иордан вбирает в себя воды множества мелких речушек и выносит их в бассейн (приблизительно 80Х16 км), из уже ничего никуда не вытекает.
- испарение, порождённое беспощадно палящим пустынным солнцем, ежедневно уносит более 7 млн. м3 воды.

Таким образом, экспедиция Линча 1848 г. явилась, по сути, первым научным исследованием Иорданской долины и Мёртвого моря. Падение же высоты Иорданской долины было названо уникальным геологическим феноменом. «Может быть во вселенной, где-нибудь на другой планете, и есть нечто, подобное Иорданской долине, - писал Джордж Адам Смит (исследователь ветхозаветных древностей, в своей «Исторической географии Святой Земли», - но на нашей планете, определённо, ничего похожего больше нет. Ни одна часть суши не залегает ниже уровня моря более чем на 90 метров ниже уровня моря».

PS: Современные исследования (не менее удивительные),  состояние Мёртвого Моря сегодня и личные ощущения от пребывания в нём и его окрестностях я постараюсь описать в ближайшем будущем во второй части статьи: «Живое Мёртвое Море».


[1] Теодоли́т измерительный прибор для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических, геодезических и маркшейдерских съёмках, в строительстве и т. п. Основной рабочей мерой в теодолите являются лимбы (горизонтальный и вертикальный круги с градусными и минутными делениями).
[2] Данная информация актуальна на момент осени 1848 г., современные данные будут приведены позднее, в других материалах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий