вторник, 5 июня 2012 г.

Земля: Хроники. I. На заре цивилизации. Первые люди


ЗЕМЛЯ: ХРОНИКИ (I.1)
Статья I. На заре цивилизации
Часть 1. Первые люди (ранний каменный век – нижний палеолит (1,5 млн. – 250 тыс. лет назад[1]))
Раскопки в Гешер Бенот Яаков
 С древнейших времён израильская земля (древние евреи называли её просто: «Земля»[2]) играла центральную роль в человеческой истории. Захватывающая сага о её доисторических обитателях уводит нас в путешествие, длинной в сотни тысяч лет.
Среди нечастых находок, относящихся к самым ранним периодам обитания людей в Земле, числятся орудия труда, первое охотничье оружие, древнейшие в мире произведения искусства, останки тканей и глиняных сосудов и, конечно, целая сокровищница артефактов времен зарождения медеплавления. Взятые вместе, эти предметы помогают нам восстановить первые, нерукописные главы человеческой истории и лучше понять корни современной цивилизации. Они проливают свет на развитие культуры, общества, экономики, каждодневной жизни и, безусловно, духовных аспектов существования древнего обитателя Израиля.
Так уж получилось, что география региона сделала его невероятно важным в развёртывании событий ранней истории человечества. Расположенная на стыке континентов, Земля служила естественным «мостом», по которому раннее человечество в поисках своего дома сновало туда-сюда из Африки в Европу и Азию и обратно. Так, более полутора миллионов лет назад некоторые из этих мигрантов и осели в Земле, став первыми её обитателями (хотя, может быть, слово «осели» пока употреблять ещё рано). Живя небольшими группами, они кочевали с места на место, туда, где было больше охотничьих угодий или где росло больше плода, держась в основном источников вод: озёр, болот, речных долин. Стоянки свои разбивали прямо в полях, под открытым небом, или в скальных пещерах.
Наконечники (Убейдская культура)
Древнейшая археологически подтверждённая стоянка человека в Земле (и одна из древнейших в истории человечества), обнаруженная неподалёку от поселения эль-Убейд[3] в Иорданской долине, датируется 1,4 млн. лет до н.э. Расположенная на берегах живописного древнего озера, она, должно быть, казалась своим обитателям вновь обретённым Эдемом. Там они стали строить галечные полы, на которых, используя в качестве строительных материалов ветви, листья и кожи, возводили временные жилища. Останки их еды – кости гиппопотамов, слонов, носорогов, крокодилов, лошадей, оленей и черепах – говорят о богатстве фауны региона. Орудия, использовавшиеся для разделки мяса и доказательства производства данных орудий также были обнаружены на месте и вокруг стоянки в большом количестве.
Вообще, если говорить о производстве орудий труда, то это, однзначно, одна из уникальных черт человеческого поведения, требующая не только технических навыков, но так же и недюжинных когнитивных способностей, таких как способность предвосхищать необходимость или воображать конечный продукт процесса производства ещё до его начала. Однако же, развитие человеческих умений и навыков в данную эпоху кажется нам сегодня очень медленным, поскольку каменные орудия практически не изменялись ни по форме, ни по материалу на протяжении сотен тысяч лет.
Орудия труда (Ашёльская культура)
Первые орудия труда, появившиеся в Земле, были принесены сюда представителями Ашёльской культуры[4], выходцами из Африки. Орудия эти были произведены из грубых материалов, залегаемых в шаговой доступности относительно мест стоянок, таких как базальт, кремень и гранит, и служили для срезания и вырубания деревьев, разделки туш животных и в качестве метательных камней для охоты на крупных животных. Однако самым популярным орудием было многофункциональное рубило. Рубила, обнаруженные на доисторических стоянках в разных регионах обитания человека в Африке и на Ближнем Востоке, показывают, что уже даже в начале каменного века существовали определённые дизайнерские и производственные стандарты.
Большинство ранних орудий труда производились и использовались прямо на стоянках, являвшихся результатом процессов совместной добычи еды и распределения трудовых обязанностей. В подобном поведении и кроются корни человеческой способности к общественному сосуществованию. Но где и когда оно началось, это сосуществование?
Редкие археологические находки, способные хоть сколько-то пролить свет на эту проблему, были обнаружены на одной из стоянок на берегу Иордана (близ пос. Гешер Бенот Яаков, 780 000 гг. до н.э.). Слоновья голова и оружие для охоты предоставляют нам древнейшее в мире свидетельство о коллективной охоте. До тех пор все охотничьи успехи людей были скорее случайными; человек же, по существу, в отношении мясодобычи был падальщиком. Но, так или иначе, охота на крупную дичь постепенно становится неотъемлемой частью жизни человека; деятельностью, для которой необходимы особые качества человеческой сущности – отвага и умение работать слаженной командой.
А покуда мужчины поселения неподалёку от Гешер Бенот Яаков собирали падаль или охотились, женщины, по всей вероятности, были заняты ловлей мелкой дичи и собирательством растений, кореньев, корнеплодов и фруктов. Обнаружение на местах стоянок «орехоколов» и гор ореховой скорлупы показывает, что орех становится обязательной составляющей рациона обитателей региона и что человек разрабатывает инструмент для его добычи. В пищу шли семь видов орехов, в том числе фисташки, жёлуди и дикий миндаль. Кроме того, в меню попали около ста видов диких овощей, останки которых демонстрируют уже столь раннее знакомство человека с окружающей средой и то, как он учится брать от неё всё, что необходимо ему для жизни.
Использование огня для освещения, обогрева и защиты от хищных животных также стало поворотным моментом в истории человечества. В Гешер Бенот Яаков были обнаружены тысячи обожженных кремневых сколов, а кроме того – следы первой на евразийском континенте попытки создать камин.
Первая женщина, увековеченная безымянным скульптором (Берхат Рам)
В то же время активно идёт развитие межличностного общения путём усовершенствования и систематизации вербальных символов (развитие языка), а кроме того – развитие искусства (системы значимых для человека аудио-визуальных символов). Так, древнейшее в мире произведение искусства, датируемое ок. 233 000 до н.э. – женская статуэтка из Берхат Рам, что на Голанах. До сих пор неясно, к какому роду-племени принадлежали создатели сего шедевра.
Так или иначе, но, судя по оставленным ими материальным свидетельствам, жители палестино-израильского региона доисторического периода, несмотря на некоторые существенные от нас отличия, были всё же похожи на нас в главном: им также приходилось добывать и делить между собой пищу, создавать общие места проживания, производить и совершенствовать орудия труда, оружие и системы символов.


[1] Если кому-то данные цифры не нравятся, можете без зазрения совести читать «6 тыс. лет тому назад», дело ваше.
[2] Отсюда и общее название для данного цикла статей об истории библейского Израиля в свете археологических находок
[3] Убейдская культура энеолитическая культура, сложившаяся на территории Южной Месопотамии в 5-м тысячелетии до н. э. и распространившаяся к середине 4-го тысячелетия до н. э. на Северную Месопотамию, а также на территорию Сиро-Киликии, Малой Азии (в районе Малатии) и к югу от озера Урмия.
Археологическая культура так названа по материалам раскопок экспедиции Л. Вулли, работавшей в 19231924 годах у поселения Телль-эль-Убейд (или Обейд), находящегося в 6 км от развалин древнего города Ура, в современном Ираке.
Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки и так далее.
Выделяется классический южный вариант и северный, более поздний, в котором наряду с южно-убейдскими чертами сохранились сильные следы предыдущей, халафской культуры — двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, женские статуэтки, более массивные, чем на Юге, и изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями; на Юге же — стройные, удлинёныые фигурки стоящих женщин.
Носители Эль-Обейдской культуры были оседлыми земледельцами, имели домашний скот, жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища — храма.
Считается, что носителями культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса. Есть предположение, что они говорили на «банановом языке», некоторые слова которого остались в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба). Усиление шумерской общности привело к вытеснению убейдцев на Верхний Тигр и северные районы Загроса, где они позже ассимилировались с хурритами.
Артефакты верхнего слоя раскопок в Телль Хазна l специалисты Института археологии РАН относят к Эль-Обейдской культуре.
После отрытия Лейлатепинской культуры появились основания полагать, что часть носителей У. культуры мигрировали на Северный Кавказ (памятники Майкопской культуры и Южный Кавказ ( памятники Лейлатепинской культуры).
[4] Ашёльская культура (1,76 млн — 150(-120) тыс. лет назад) — культура раннего палеолита. Возникла на основе шелльской, либо (если шелльскую рассматривать как ранний период ашёльской) олдувайской культуры. Первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Евразии сменяется мустьерской культурой, а в Африке сангойской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий