Осада Лахиса |
Игорь, спасибо за снимки.Чего не хватило, досниму позже... |
Лахис
(Лахиш) – второй по размеру город Иудеи, который с 1973 г. раскапывал Давид Уссишкин. Начало этого
города уходит еще во времена Единого царства, когда
он был застроен лишь частично и не имел укреплений. Расположение на важнейшем пути из южной части
Прибрежной равнины решающе способствовало его развитию в IX-VIII в. до
н.э. вплоть до захвата его Синаххерибом в 701 г. до н.э. (слои IV-III).
Город был окружен двумя стенами. Внешняя
шла в центральной части склона холма, внутренняя, достигавшая шестиметровой толщины и состоявшая из кирпичной кладки на каменном основании,
ограждала его вершину.
Сложный комплекс ворот включал
соответствующие сооружения, связанные как с
внешней, так и с внутренней стеной.
Особой мощностью
отличались шестикамерные внутренние ворота, превосходившие по размерам подобные конструкции Мегиддо, Гацора/Асора и
Газера.
Улицы дренажировались особым
каналом.
В северной части города
располагался район административных
построек, отделенный от города специальной стеной. Большой интерес представляет
собой дворец-форт, стоявший на
высоком подиуме и неоднократно перестраивавшийся: были выделены три фазы этого
самого большого сооружения в
Палестине периода Царей – фазы, отмеченные последовательным его увеличением от
квадрата стороной в тридцать два
метра до прямоугольника тридцать
шесть метров на семьдесят шесть метров. Подиум, на котором стоял дворец-форт, достигал шести метров.
Огороженный дворцовый участок
включал в себя также массивные
прямоугольные хранилища, подобные открытым в Мегиддо. Застроен город был чрезвычайно густо, и жилые кварталы распространялись за пределы
укреплений.
Слой археологического уровня III связан со штурмом и разгромом Лахиса Синаххерибом: здесь найден гребень ассирийского шлема, наконечники стрел и камни
для пращей. На скульптурном фризе
из дворца Синаххериба в Ниневии
изображен штурм Лахиса: лучники стреляют
в обороняющих город, стенобитные орудия разбивают стены, а воины карабкаются
вверх по приставным лестницам;
защитники города бросают в своих врагов камни и горящие факелы (см. заглавную илл.).
Прямые археологические свидетельства подтверждают эту
картину: осадный пандус, построенный у юго-западного угла города из огромного числа камней, наваленных перпендикулярно стене, и по высоте
сравнявшийся с вершиной последней; скопление здесь
пращевых камней и железных наконечников стрел; мощные слои золы и обгоревших строительных остатков; тяжелые
каменные глыбы, низвергнутые из города на врагов;
фрагментированная цепь, предназначенная для улавливания и
остановки тарана; сооруженный защитниками города
контрпандус на одной линии с ассирийским пандусом;
массовые захоронения жертв штурма в пещере за пределами
города.
Впоследствии Лахис, в полном смысле слова восставший из пепла в VII в. до н.э., прожил еще более столетия – вплоть до окончательного разгрома
Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 587г. до н.э.
Прежнего своего величия Лахис уже не достиг,
фортификации его после восстановления были слабее и проще, они ограждали жилые кварталы и хранилища, точных
сведений о реконструкции дворца-форта нет, хотя подиум
его сохранился и использовался в более поздний
период.
С финальным периодом жизни города связаны знаменитые Лахисские письма – остраконы с боевыми приказами и донесениями,
найденные между сгоревшими внешними и внутренними воротами, в слое золы, на полу штабного помещения. Всего
остраконов восемнадцать, из них семь
содержат достаточно четкие и
пространные тексты, остальные – лишь отдельные изречения и слова. Все документы являются письмами. Часть их направлена командиром укрепленного аванпоста близ Лахиса Хошаягу губернатору Лахиса
Яушу. В письмах содержатся военные
донесения, в частности, о связи форта с Лахисом и прекращении связи с
Азекой: «Мы не видим огневых сигналов из
Азеки». Это письмо, несомненно,
относится к тому моменту войны, который описан у пророка Иеремии. Между тем
войско царя Вавилонского воевало против
Иерусалима и против всех городов Иудейских, которые еще оставались, против
Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города
укрепленные (Иер. 34:7). Когда
Хошаягу говорит, что он не видит «огневых сигналов из Азеки», он, возможно, имеет в виду, что этот
город уже захвачен неприятелем и поэтому больше не может подавать световых сигналов. Это, в частности, показывает,
что в VI в. до н.э. существовала сигнальная система, а характер и тон писем отражают смятение в
осажденной стране. Предполагают, что все письма датируются 588 г. до н.э. В письме 10 имеются слова «девятый год». Очевидно, речь идет о годе правления царя
Седекии, т.е. о том годе, когда Навуходоносор прибыл в
Палестину, чтобы начать ее покорение (Иер. 39:1).
Письмо 3 указывает на то, что в это время надежда на помощь еще не угасла, в том числе на помощь
Египта: «А твоему слуге было донесено следующее:
командир войска Хониягу, сын Эльнатана, пришел для того,
чтобы идти в Египет, и он послал к Годавиягу для
того, чтобы получить... от него...». Далее Хошаягу
продолжает: «А что касается письма
Товийягу, слуги царя, который послал к Шаллуму, сыну Яддуиягу, через пророка
сказать: "Берегись!", - то
твой слуга послал его твоему господину». Кто был тем «пророком», который исполнял роль передатчика письма, неизвестно. Но из документов
ясно, что важные письма широко распространялись. В письме 16 есть еще одна ссылка на «пророка», но полностью
имя его не сохранилось. Осталось лишь окончание -ягу.
Это – обычное окончание тех имен, которые в русском переводе оканчиваются на -ия. По мнению Дж. Райта,
этого «пророка» можно отождествить с Урией (Уриягу), о
котором говорится у Иеремии (Иер. 26:20-23), но это
сомнительно, так как Урия был казнен Иоакимом еще до
первой осады Иерусалима в 597 г. до н.э. Более вероятно,
что речь идет о самом пророке Иеремии, хотя точно доказать это невозможно. В письме 6 царские чиновники
обвиняются в «ослаблении рук» армии и народа, т.е. в том, в чем они сами упрекали Иеремию.
Фортификации Лахиса |
Также в
Лахишских письмах упоминаются люди, о которых говорится и в Библии: Гемария, военачальник Седекии (Иер. 29:3); Иезания, военачальник Навуходоносора (4 Цар. 25:23); Матфания (Седекия) (Матфания – первоначальное имя царя Седекии [4 Цар. 24:17]); Нирия, отец пророка Варуха (Иер. 43:3).
Последствия осады для
Лахиса были катастрофичными – форт был разрушен полностью: масса кальцинированных в пожаре
кирпичей покрывает его каменные основания. Расположенные вблизи дворца хранилища
заполнены самыми
различными товарами – сосудами с зерном, ткацким оборудованием, прочими
ремесленными инструментами и изделиями, брошенными после штурма, который пресек работы по
сооружению грандиозной четырехугольной шахты со стороной двадцать четыре
метра тридцать восемь сантиметров, доведенной до глубины в
двадцать один метр тридцать четыре сантиметра и предназначавшейся, очевидно,
для системы водоснабжения. За пределами города найдено огромное – свыше 2
000 – скопление человеческих скелетов. Они были помещены в древнюю пещерную
гробницу. Очевидно, это было вызвано очисткой остатков города после
вавилонского погрома. Часть черепов носит следы травм и – что особенно
интересно – трепанаций, связанных, возможно, с попытками спасти раненых, с
полевой хирургической практикой.
Осада города ассирийцами |
Комментариев нет:
Отправить комментарий