пятница, 10 февраля 2012 г.

Библейский Мир: каков он?


Палестина, о которой столько уже писалось в более ранних постах, - это и есть те самые земли, на которых развивается большая часть событий библейской истории. Но очень часто так получается, что читая Св. Писание, мы с трудом представляем себе те места и территории, на которых всё действо развивается. Преподавая Библейскую Археологию, я постоянно сталкиваюсь с презабавнейшим моментом: студенты-христиане абсолютно не знают ни карты, ни географии библейского мира. Досадно. Но факт! Что делать? Может, хоть этот мой краткий рассказ даст Вам некоторое представление о том, что же такое Палестина, или каков он, мир Библии.
Итак, давайте вооружимся картой и внимательно её изучим.
 Широкая плоская долина, прилегающая к реке Иор­дан, разрезает Палестину на две части с севера на юг. Она начинается у подножия горы Хермон (Ермон) и, окружив Галилей­ское море, упирается в море Мертвое. На юге ее продол­жает Арабская долина, которая соединяет равнину Содома с Акабским заливом, спускающимся на юге в низину, постепенно превратившуюся в Красное море.
На топографической карте Палестины заметно, что она делится на четыре вытянутых региона, идущих параллель­но друг другу с севера на юг.
1) Побережье ((Прибрежная равнина)
2) Центральное Нагорье (Центральный Гористый Регион).
3) Иорданская долина и Арабская долина (Арава).
4) Иорданское (Восточное) плато.

Подобный рельеф всегда оказывал сильное влияние на культурно-экономическое развитие Палестины. Каждая из четырех ее частей время от времени существовала как отдельный культурный регион со своими особенностями.
Прибреж­ная равнина всегда была более плодородной и пригодной для торговли, чем три остальные зоны. Из-за выгоднос­ти ее стратегического положения, гаваней и того, что ее можно было использовать в качестве перевалочного пун­кта, равнину чаще всего захватывали могущественные соседи Палестины. Эта полоска прибрежной земли так­же подверглась сильному влиянию нескольких средизем­номорских культур.  
Ворота Ашкелона(археологические восстановительные работы)
Ширина прибрежной полосы ва­рьируется от нескольких сот мет­ров, например, в месте, где гора Кармил обрывается к морю (ны­не здесь расположен город Хайфа), до приблизительно сорока восьми километров на юге Палестины. В древности в южной час­ти прибрежной полосы находилась страна филистимлян. Пять главных городов было в этой стране. Самый южный город, Газа, находился на дороге, соеди­нявшей Палестину и Египет, приблизительно в шести киломе­трах от берега Средиземного моря. В двадцати километрах к северу от Газы, на морском побе­режье, находился город Аскалон (Ашкелон). В тринадцати километрах к севе­ру от Аскалона, также на дороге, соединявшей Палестину и Еги­пет, располагался Азот (Ашдод). Далее на восток лежали города Екрон и Геф. К востоку от филистимской долины находится возвышенность Шефела. В библей­ские времена Шефела славилась своими сикоморами. В 3 Цар 10:27 говорится, что Соломон сделал кедры в Иерусалиме столь же многочисленными, как сико­моры в Шефеле. Возле Гефа вы­сота Шефелы составляет около ста шестидесяти метров, в шест­надцати километрах к востоку ее высота — около четырехсот мет­ров. Отсюда начинаются горы. В шестнадцати километрах еще дальше на восток находится са­мый высокий из всех иудейских городов – Хеврон (тысяча мет­ров над уровнем моря). К северу от филистимской равнины, так­же на прибрежной полосе, нахо­дится Саронская равнина, глав­ным городом и портом которой была Иоппия (современная Яф­фа).
Центральный гористый регион развивался независимо и был изолирован от остального мира. В течение многих столетий он играл второстепенную роль в экономике. До довольно позднего времени основными занятиями его населения были охота и скотоводство. Торговали его жи­тели только на побережье и в Иорданской долине. 
      Центральная горная гряда Палес­тины начинается в Галилее. Здесь прошло детство Иисуса Христа и началось Его земное служение. Горы Верхней Галилеи поднима­ются над уровнем моря почти на девятьсот метров. Холмы возле Назарета (Нижняя Галилея) до­стигают отметки четыреста пятьдесят метров. Отсюда в ясную погоду видно Средиземное море, которое лежит в двадцати восьми километрах к северо-западу. К югу от Назарета горы постепен­но снижаются и завершаются широкой долиной, которая в юго-восточном направлении прости­рается от Средиземного моря до реки Иордан. Западная часть этой долины в Библии называется Ездрилонской равниной, восточ­ная — Изреельской долиной. Последняя лежит между горой Море, сложенной из вулканичес­ких пород, и горой Гелвуй (известняк). На горе Гелвуй в битве с филистимлянами погиб первый израильский царь Саул и трое его сыновей (1 Цар 31:2,4). На про­тивоположной горе Море, в Сонаме, находился лагерь филистимлян, откуда они вышли на битву с войском Саула (1 Цар 28:4).
Мегиддо
       Крепость Мегиддо находится на южной оконечности Ездридонской равнины. Веками эта крепость охраняла главную доро­гу на юг страны. Меггидо был од­ним из тех городов, которые за­ново отстроил и укрепил царь Соломон (3 Цар 9:15). К югу от Изреельской долины лежат го­ры Манассии и Ефрема, чьи за­падные склоны покрыты вино­градниками. Еще далее на юг на­ходятся Иудейские горы. Эти две горные области играли централь­ную роль в израильской истории в эпоху разделенного царства. Столицей Северного царства бы­ла Самария (горы Манассии-Еф­рема), столицей южного — Иеру­салим (Иудейские горы).
      Иерусалим построен на горе и со всех сторон окружен гора­ми. К востоку от Иерусалима возвышается Масличная гора, отделенная от города долиной Кедрона. С Масличной горы на­чинается дорога, которая уходит на восток, к Иерихону и Мертво­му морю, лежащему почти на ты­сячу метров ниже, чем Иеруса­лим. В притче Иисуса о добром самаритянине говорится, что че­ловек, на которого напали раз­бойники, шел именно по этой дороге (Лк 10:30-34). Область между Иерусалимом и Мертвым морем называется Иудейской пустыней. Здесь дьявол сорок дней искушал Иисуса.
Иорданская долина, расположенная восточнее, была высокоразвитым регионом. В то время как прибрежная долина испы­тывала на себе влияние Египта, Сирии и других народов, благодаря своему выгодному географическому расположению Иорданская долина, окруженная высокими горами, всегда была более изолированной и обладала рядом специ­фических культурных характеристик. Ее южная часть бога­та природными ресурсами. В их число входят соль, медь, битум и сера. Север этой области хорошо снабжен водой, поэтому там активно развивалось земледелие. Река Иордан в основном пригодна для навигации, что способствовало облегчению сообщения в рамках долины.
Долина реки Иордан является частью геологического разлома земной коры. Этот разлом, длиной в шесть с половиной тысяч кило­метров, начинается в Малой Азии, затем проходит через Красное море и заканчивается в восточной Африке. Длина само­го Иордана всего сто тридцать ки­лометров. Иордан берет начало на горе Ермон (2600 метров над уровнем моря), которая входит в горную гряду Антиливана: затем через озера Хуле и Киннерет Иор­дан спускается вниз (название ре­ки, возможно, происходит от кор­ня со значением «спускаться») и впадает в конце своего течения в Мертвое море. Возле озера Хуле Иордан протекает на высоте приблизительно семидесяти метров над уровнем моря, однако озеро Киннерет лежит уже на двести пятьдесят метров ниже уровня моря. Мертвое море находится на четыреста метров ниже уровня моря (а его дно — почти на восемьсот), это самая низкая точка на земной поверхности.
В Библии озеро Хуле упомина­ется под названием «воды Меромские» (Нав 11:5-7). На берегах этого озера всегда се­лилось множество птиц. В середине 20-го века озеро перестало существовать, а питавшие его во­ды ныне используются на оро­шение.
       В Библии Тивериадское озеро именуется озером Киннерет, Геннисаретским озером или Га­лилейским морем. Его длина со­ставляет около семнадцати кило­метров, ширина в самом широ­ком месте - около одиннадцати. Озеро достаточно глубокое и изобилует рыбой. Первые учени­ки Иисуса – Андрей, Симон, Иаков, Иоанн, жившие на бере­гах Тивериадского озера, добы­вали себе пропитание рыболов­ством. Озеро со всех сторон окружено горами. В библейские времена на северном и западном его берегах существовало множе­ство рыбацких городков и посел­ков. В эти селения со своей про­поведью приходил Иисус. На юг от Тивериадского озера продол­жает свое течение Иордан. Через сто пять километров он достига­ет Мертвого моря. Река на всем пути до Мертвого моря мутна и не производит сильного впечатления. Примечательно в этой связи высказывание сирийского военачальника Неемана, стра­давшего проказой: «...разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» (4 Цар 5:12). В библейские вре­мена возле Иордана, в зарослях прибрежных растений, прята­лись львы (ср. Иер 49:19). Место, где крестил Иоанн Креститель, точно не известно, однако, ско­рее всего, оно находилось где-то недалеко от Мертвого моря (Мк 1:5).
       Долина Арава. В Ветхом Завете Аравой назы­вается вся гигантская расселина, которая идет от озера Киннерет до залива Акаба. Мертвое море в Ветхом Завете называется мо­рем Аравы или Соленым морем. Мертвое море имеет около вось­мидесяти километров в длину, повсюду его окружают сплошные пустыни. На восточном берегу Мертвого моря находятся горы Моава, на его западном берегу — пустынные склоны Иудейских гор. Здесь, в Кумране, на рубеже двух эр существовало поселение некой общины. В 1947 году в близлежащих пеще­рах были открыты знаменитые свитки Мертвого моря. В Мерт­вое море впадает Иордан и еще несколько рек, но ни одна река не вытекает из него. Тем не ме­нее, уровень воды в озере всегда один и тот же. Это обстоятельст­во объясняется интенсивным ис­парением, которое обусловлено чрезвычайно высокой температу­рой воздуха в окрестностях Мертвого моря (средняя темпе­ратура летом свыше 43º С) и ничтожным количеством осадков. В результате концентрация солей в воде Мертвого моря необычай­но высока, ни один вид рыб не может жить в такой воде. Содом и Гоморра, «города долины», возможно, находились у южной оконечности Мертвого моря.
Мёртвое Море
      Как уже было сказано, Арава продолжается на юг от Мертвого моря и достигает Красного моря, а именно залива Акаба. Здесь в библейские времена находился порт Ецион-Гавер (современный Эйлат), в который приходили торговые корабли из Африки и Азии (ср. 3 Цар 9:26). Неподале­ку отсюда, в Фимне, находились медные копи. Добыча меди рас­ширилась при царе Соломоне. Медь в ту эпоху была предметом израильского экспорта. Ввози­лись в Израиль золото, серебро, слоновая кость, обезьяны и пав­лины (3 Цар 10:22).
Иорданское плато, как правило, было периферийным регионом. Там не много пригодной для обрабатывания земли, а другие ресурсы, включая воду, ограниченны. Охо­та и скотоводство всегда были основными занятиями населения этого региона.
 Восточное плато — это регион между долиной Иордана и Аравийской пустыней. В этом регионе оби­тали два с половиной из двенад­цати израильских племен: Гад, Рувим и половина племени Манассии (Нав 18:7). Восточное плато простирается с севера на юг приблизительно на четы­реста километров. Четыре реки пересекают его в направлении с востока на запад. На своем пути к Иордану или Мертвому морю, эти реки прорубили глу­бокие каньоны. Река Ярмук впа­дает в Иордан недалеко от юж­ного берега Тивериадского озера. Место, где река Иавок впадает в Иордан, находится приблизительно на равном рас­стоянии от Тивериадского озера и Мертвого моря. Река Арнон впадает в Мертвое море с восто­ка, река Заред — с юга. По этим рекам проходили границы меж­ду соседями Израиля. Аммонитяне занимали территорию меж­ду Иавоком и Арноном. Моавитяне владели землями между Арноном и Заредем, хотя часто границы их страны проходили гораздо севернее. Южнее Зареда находился Едом.
      К востоку от Иордана нахо­дился Галаад; этим именем мог­ла обозначаться почти вся об­ласть за Иорданом между Тиве­риадским озером и Мертвым морем. Поскольку земли Галаада возвышаются над уровнем моря приблизительно на девятьсот метров, здесь выпадает доста­точное количество осадков, благодаря которым Галаад был покрыт в библейские времена лесами и виноградниками. Виноградники Галаада счита­лись лучшими в Палестине. Славился Галаад и своим бальза­мом (особый вид ароматической смолы). Из Галаада с благовон­ными смолами, ладаном и бальзамом, шел караван измаильтян, которым братья продали Иосифа (Быт 37:25).
      Южнее Галаада находился Аммон, затем, на возвышенности восточнее Мертвого моря — Моав. Территория Моава представля­ет собой высокое плато, прорезан­ное узкими расселинами, которые прорубили в скалах Арнон еще не­сколько потоков. В Моаве нахо­дится гора Нево, откуда Моисей перед смертью обозревал обето­ванную землю. Перед тем, как пе­рейти Иордан, на равнинах Моава встали лагерем сыны Израилевы (Втор 32:49-50; 34:1-8; Чис 22:1).
      Едом — самая южная из всех стран к востоку от Иордана. Горы Едома достигают отметки около тысячи ста метров над уровнем моря. Словно стороже­вые башни, возвышаются они над окрестными пустынями, ко­торые примыкают к Едому с за­пада, востока и юга. Через Едом проходил важный торговый путь, известный под названием Царской дороги. Когда израиль­тяне направлялись к обетован­ной земле, едомитяне не позволили им пройти по этой дороге. С тех пор между двумя народами возникла не утихающая вражда (Чис 20:14-21; 21:4).
Большая часть Палестины расположена между 30 и 33 градусами северной широты. Примерно на такой же широте находятся Марокко, Грузия, южная Калифорния и южная Япония. Таким образом, климат здесь субтропический, но в каждом регионе он имеет ряд особенностей. В разных частях страны выпадает различное количество осадков, не одинаково атмосферное давление, почвы, ра­стительность.
Дожди идут в основном в декабре, январе и феврале. В течение остальных восьми или даже девяти месяцев в году стоит засуха. В разных регионах выпадает различное количество осадков. В центральных горах их больше всего. Средняя величина осадков в Верхней Галилее – 1 м в год, в Самарии – около 81 см в год, в Иерусалиме – примерно 61 см в год. Но они выпадают только на ограниченной горной местности и лишь в течение трех месяцев в году. Высота осадков на севере прибрежной долины составляет 61 см в год, а на юге – 30,5 см. На востоке цент­ральных гор, на расстоянии всего 24 километров от Иерусалима, в Иудейской пустыне, средние ежегодные осадки не превышают 4 см, что составляет всего одну десятую выпадающих в Иерусалиме осадков. В Арабской долине высота осадков составляет не более 1 см.

На Ближнем Востоке существуют три основные эколо­гические зоны: плодородная, полузасушливая и засушли­вая. Они окружают друг друга, и, таким образом, первая отделена от третьей. Словом «плодородная» обозначается пригодная для земледелия зона, где количество осадков составляет 30,5 см и более. Полузасушливыми называются земли, где в год выпадает от 15 до 30,5 см осадков. Там, где осадков менее 15 см, в засушливой местности, невозможно ведение сельского хозяйства даже на современном уровне его развития и ос­новными занятиями населения остаются охота и ското­водство.
Плодородная местность занимает похожую на полуме­сяц территорию, составляющую примерно десятую часть всего Ближнего Востока. Начиная с северного побережья Персидского залива она проходит через долины Тигра и Евфрата в северную Сирию, сворачивает на запад, а за­тем – на юг, где уменьшается, и заканчивается на среди­земноморском побережье Палестины. К северу от «пло­дородного полумесяца», как его называют, располагают­ся полузасушливые земли. Две основные засушливые зоны находятся в горных областях восточной Анатолии и в центральной Персии. Южнее «плодородного полумеся­ца» располагается лишь одна узкая полоска полузасуш­ливой земли, а за ней начинаются Сирийская и Арабская пустыни.
 В Палестине северные плодородные регионы совпада­ют с южной и западной частями «плодородного полумеся­ца», в то время как Негев, пустыня, расположенная в юж­ном Израиле, и большая часть Иордании засушливы. Между двумя этими зонами находится узкая полоска полу­засушливой земли, ширина которой варьируется от 16 до 32 км. Грань между «зеленой землей» и «желтой землей» очень тонкая.
То, что плодородная часть Палестины находится меж­ду Средиземным морем и пустыней, всегда оказывало влияние на ее культурное развитие и историю. Здесь сре­диземноморские культуры вступали в контакт с обитате­лями пустыни. Благодаря своему расположению на одной из оконечностей «плодородного полумесяца», она часто играла роль пограничной территории.
Здесь люди из северных земель постоянно сталкивались с жителями периферийных областей и выходцами из Егип­та, врат Африки. Даже после освоения земледелия населе­ние плодородного региона было немногочисленным. Не­сколько раз сюда приходили захватчики, пытаясь овладеть этими землями и занять их. Наоборот, пустыня была тран­зитной территорией, через которую люди перемещались из одной плодородной области в другую. Именно из-за этого засушливые территории, несмотря даже на то, что зачас­тую они были довольно отдаленными, всегда имели очень большое значение, как области, в которых происходило взаимодействие различных групп населения. До освоения земледелия волны миграции могли свободно передвигать­ся как по хорошо обеспеченным водой, так и по засушли­вым регионам, но, когда большую часть плодородных об­ластей покрыли поля земледельцев, обитатели этих земель стали жить на очень ограниченной территории, практически не выезжая за ее пределы. Засушливые же районы остались зонами международного сообщения, по которым могли, не опасаясь потревожить местное население, передвигаться большие массы людей. С тех пор в плодородных и засуш­ливых областях по-разному воспринимают расстояние.
Даже после освоения земледелия именно в пустыню бо­лее развитые в техническом отношении сильные группы людей выталкивали слабых. Именно отсюда в «плодород­ный полумесяц» постоянно приходили свежие идеи и свежая кровь. Контакты между населением плодородных земель и жителями пустыни существовали всегда. Это постоянное взаимодействие между «зеленой землей» и «желтой зем­лей» всегда было очень важным фактором культурного развития Ближнего Востока.
Нашествие азиатов по морю (египетский наскальный рисунок)
 Палестина - единственный  сухопутный «мост», соеди­няющий Азию с Африкой, что делает изучение доистори­ческого и раннего периодов ее развития крайне важным. Ее плодородная часть находится всего лишь в 322 км от долины Нила, от верховий Евфрата и от южной Ана­толии. Если доисторические люди переходили из Азии в Африку или наоборот, то в Палестине должны были ос­таться их следы. Конечно, люди довольно рано начали пла­вать по Красному морю, и можно было свободно пересечь пролив Баб-эль-Мандеб, отправившись в Африку, и наоборот, но сухопутный маршрут пролегал только через Па­лестину и Синай.
      Таким образом, на протяжении всей своей истории Палестина играла роль моста. Она была первой страной, в которой оказывался тот, кто ехал из Египта в Азию, и мы знаем, что фараоны называли ее «вратами Египта». В свою очередь, житель Месопотамии, Сирии или Анато­лии для того, чтобы попасть в Египет, да и в остальную Африку, должен был пересечь Палестину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий