Палестина, о которой столько уже писалось в более ранних постах, - это и есть те самые земли, на которых развивается большая часть событий библейской истории. Но очень часто так получается, что читая Св. Писание, мы с трудом представляем себе те места и территории, на которых всё действо развивается. Преподавая Библейскую Археологию, я постоянно сталкиваюсь с презабавнейшим моментом: студенты-христиане абсолютно не знают ни карты, ни географии библейского мира. Досадно. Но факт! Что делать? Может, хоть этот мой краткий рассказ даст Вам некоторое представление о том, что же такое Палестина, или каков он, мир Библии.
Итак, давайте вооружимся картой и внимательно её изучим.
Широкая плоская долина, прилегающая к реке Иордан, разрезает Палестину на две части с
севера на юг. Она начинается у
подножия горы Хермон (Ермон) и, окружив Галилейское море, упирается в море Мертвое. На
юге ее продолжает Арабская долина, которая соединяет
равнину Содома с Акабским заливом, спускающимся на юге в низину, постепенно
превратившуюся в Красное море.
На топографической карте Палестины заметно, что она делится на
четыре вытянутых региона, идущих параллельно друг другу с севера на юг.
1) Побережье ((Прибрежная равнина).
2) Центральное Нагорье (Центральный Гористый Регион).
3) Иорданская долина и Арабская долина
(Арава).
4) Иорданское (Восточное) плато.
Подобный
рельеф всегда оказывал сильное влияние на культурно-экономическое развитие
Палестины. Каждая из четырех ее частей время от времени существовала как
отдельный культурный регион со своими особенностями.
Прибрежная равнина всегда была более плодородной и пригодной для торговли, чем три
остальные зоны. Из-за выгодности ее стратегического положения, гаваней и
того, что ее можно было использовать в качестве перевалочного пункта, равнину
чаще всего захватывали могущественные соседи Палестины. Эта полоска прибрежной
земли также подверглась сильному влиянию нескольких средиземноморских
культур.
Ворота Ашкелона(археологические восстановительные работы) |
Ширина прибрежной полосы варьируется от нескольких сот метров, например, в
месте, где гора Кармил обрывается к морю (ныне здесь расположен город Хайфа), до приблизительно сорока восьми километров на юге Палестины. В древности в южной части
прибрежной полосы находилась страна филистимлян. Пять главных городов было в этой стране. Самый южный город, Газа,
находился на дороге, соединявшей
Палестину и Египет, приблизительно в
шести километрах от берега Средиземного моря. В двадцати километрах к северу
от Газы, на морском побережье, находился город Аскалон (Ашкелон). В тринадцати километрах к северу от Аскалона, также на
дороге, соединявшей Палестину и Египет,
располагался Азот (Ашдод). Далее на восток лежали города Екрон
и Геф. К востоку от филистимской
долины находится возвышенность
Шефела. В библейские времена Шефела славилась своими сикоморами. В 3
Цар 10:27 говорится, что Соломон сделал кедры в Иерусалиме столь же многочисленными, как сикоморы в Шефеле. Возле Гефа высота Шефелы
составляет около ста шестидесяти метров, в шестнадцати километрах к востоку ее высота
— около четырехсот метров. Отсюда
начинаются горы. В шестнадцати километрах еще дальше на восток находится самый высокий из всех иудейских городов – Хеврон
(тысяча метров над уровнем моря). К
северу от филистимской равнины, также
на прибрежной полосе, находится Саронская равнина, главным городом и портом которой была Иоппия (современная Яффа).
Центральный гористый регион развивался независимо и был изолирован от остального мира. В
течение многих столетий он играл второстепенную роль в экономике. До довольно
позднего времени основными занятиями его населения были охота и скотоводство.
Торговали его жители только на побережье и в Иорданской долине.
Центральная горная гряда Палестины
начинается в Галилее. Здесь прошло детство Иисуса Христа и началось Его земное
служение. Горы Верхней Галилеи поднимаются над уровнем моря почти на девятьсот
метров. Холмы возле Назарета (Нижняя Галилея) достигают отметки четыреста
пятьдесят метров. Отсюда в ясную погоду видно Средиземное море, которое лежит в
двадцати восьми километрах к северо-западу. К югу от Назарета горы постепенно
снижаются и завершаются широкой долиной, которая в юго-восточном направлении
простирается от Средиземного моря до реки Иордан. Западная часть этой долины в
Библии называется Ездрилонской равниной, восточная — Изреельской долиной.
Последняя лежит между горой Море, сложенной из вулканических пород, и горой
Гелвуй (известняк). На горе Гелвуй в битве с филистимлянами погиб первый
израильский царь Саул и трое его сыновей (1 Цар 31:2,4). На противоположной
горе Море, в Сонаме, находился лагерь филистимлян, откуда они вышли на битву с
войском Саула (1 Цар 28:4).
Мегиддо |
Крепость Мегиддо находится на южной
оконечности Ездридонской равнины. Веками эта крепость охраняла главную дорогу
на юг страны. Меггидо был одним из тех городов, которые заново отстроил и
укрепил царь Соломон (3 Цар 9:15). К югу от Изреельской долины лежат горы
Манассии и Ефрема, чьи западные склоны покрыты виноградниками. Еще далее на
юг находятся Иудейские горы. Эти две горные области играли центральную роль в
израильской истории в эпоху разделенного царства. Столицей Северного царства была
Самария (горы Манассии-Ефрема), столицей южного — Иерусалим (Иудейские горы).
Иерусалим построен на горе и со всех
сторон окружен горами. К востоку от Иерусалима возвышается Масличная гора,
отделенная от города долиной Кедрона. С Масличной горы начинается дорога,
которая уходит на восток, к Иерихону и Мертвому морю, лежащему почти на тысячу
метров ниже, чем Иерусалим. В притче Иисуса о добром самаритянине говорится,
что человек, на которого напали разбойники, шел именно по этой дороге (Лк
10:30-34). Область между Иерусалимом и Мертвым морем называется Иудейской
пустыней. Здесь дьявол сорок дней искушал Иисуса.
Иорданская долина, расположенная восточнее, была высокоразвитым регионом. В то время
как прибрежная долина испытывала на себе влияние Египта, Сирии и других
народов, благодаря своему выгодному географическому расположению Иорданская долина, окруженная высокими горами, всегда была более изолированной и обладала рядом
специфических культурных характеристик. Ее южная часть богата природными ресурсами. В их число входят соль,
медь, битум и сера. Север этой области хорошо снабжен водой, поэтому там активно развивалось земледелие. Река
Иордан в основном пригодна для навигации,
что способствовало облегчению сообщения в рамках долины.
Долина реки Иордан является частью геологического разлома
земной коры. Этот разлом, длиной в шесть с половиной тысяч километров,
начинается в Малой Азии, затем проходит через Красное море и заканчивается в
восточной Африке. Длина самого Иордана всего сто тридцать километров. Иордан
берет начало на горе Ермон (2600
метров над уровнем моря), которая входит в горную гряду
Антиливана: затем через озера Хуле и Киннерет Иордан спускается вниз (название
реки, возможно, происходит от корня со значением «спускаться») и впадает в
конце своего течения в Мертвое море. Возле озера Хуле Иордан протекает на высоте
приблизительно семидесяти метров над уровнем моря, однако озеро Киннерет лежит
уже на двести пятьдесят метров ниже уровня моря. Мертвое море находится на
четыреста метров ниже уровня моря (а его дно — почти на восемьсот), это самая
низкая точка на земной поверхности.
В Библии озеро Хуле упоминается под
названием «воды Меромские» (Нав 11:5-7). На берегах этого озера всегда селилось
множество птиц. В середине 20-го века озеро перестало существовать, а питавшие
его воды ныне используются на орошение.
В Библии Тивериадское озеро именуется
озером Киннерет, Геннисаретским озером или Галилейским морем. Его длина составляет
около семнадцати километров, ширина в самом широком месте - около
одиннадцати. Озеро достаточно глубокое и изобилует рыбой. Первые ученики
Иисуса – Андрей, Симон, Иаков, Иоанн, жившие на берегах Тивериадского озера,
добывали себе пропитание рыболовством. Озеро со всех сторон окружено горами.
В библейские времена на северном и западном его берегах существовало множество
рыбацких городков и поселков. В эти селения со своей проповедью приходил
Иисус. На юг от Тивериадского озера продолжает свое течение Иордан. Через сто
пять километров он достигает Мертвого моря. Река на всем пути до Мертвого моря
мутна и не производит сильного впечатления. Примечательно в этой связи
высказывание сирийского военачальника Неемана, страдавшего проказой: «...разве
Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» (4 Цар 5:12). В
библейские времена возле Иордана, в зарослях прибрежных растений, прятались
львы (ср. Иер 49:19). Место, где крестил Иоанн Креститель, точно не известно,
однако, скорее всего, оно находилось где-то недалеко от Мертвого моря (Мк
1:5).
Долина Арава. В Ветхом Завете Аравой называется вся
гигантская расселина, которая идет от озера Киннерет до залива Акаба. Мертвое
море в Ветхом Завете называется морем Аравы или Соленым морем. Мертвое море
имеет около восьмидесяти километров в длину, повсюду его окружают сплошные
пустыни. На восточном берегу Мертвого моря находятся горы Моава, на его
западном берегу — пустынные склоны Иудейских гор. Здесь, в Кумране, на рубеже
двух эр существовало поселение некой общины. В 1947 году в близлежащих пещерах
были открыты знаменитые свитки Мертвого моря. В Мертвое море впадает Иордан и
еще несколько рек, но ни одна река не вытекает из него. Тем не менее, уровень
воды в озере всегда один и тот же. Это обстоятельство объясняется интенсивным
испарением, которое обусловлено чрезвычайно высокой температурой воздуха в
окрестностях Мертвого моря (средняя температура летом свыше 43º С) и ничтожным
количеством осадков. В результате концентрация солей в воде Мертвого моря
необычайно высока, ни один вид рыб не может жить в такой воде. Содом и Гоморра,
«города долины», возможно, находились у южной оконечности Мертвого моря.
Мёртвое Море |
Как уже было сказано, Арава продолжается
на юг от Мертвого моря и достигает Красного моря, а именно залива Акаба. Здесь
в библейские времена находился порт Ецион-Гавер (современный Эйлат), в который
приходили торговые корабли из Африки и Азии (ср. 3 Цар 9:26). Неподалеку
отсюда, в Фимне, находились медные копи. Добыча меди расширилась при царе
Соломоне. Медь в ту эпоху была предметом израильского экспорта. Ввозились в
Израиль золото, серебро, слоновая кость, обезьяны и павлины (3 Цар 10:22).
Иорданское плато, как правило, было периферийным регионом. Там не много пригодной для обрабатывания земли, а другие ресурсы, включая воду, ограниченны. Охота и скотоводство всегда были основными занятиями
населения этого региона.
Восточное плато — это регион между
долиной Иордана и Аравийской пустыней. В этом регионе обитали два с половиной
из двенадцати израильских племен: Гад, Рувим и половина племени Манассии (Нав
18:7). Восточное плато простирается с севера на юг приблизительно на четыреста
километров. Четыре реки пересекают его в направлении с востока на запад. На
своем пути к Иордану или Мертвому морю, эти реки прорубили глубокие каньоны.
Река Ярмук впадает в Иордан недалеко от южного берега Тивериадского озера.
Место, где река Иавок впадает в Иордан, находится приблизительно на равном расстоянии
от Тивериадского озера и Мертвого моря. Река Арнон впадает в Мертвое море с
востока, река Заред — с юга. По этим рекам проходили границы между соседями
Израиля. Аммонитяне занимали территорию между Иавоком и Арноном. Моавитяне
владели землями между Арноном и Заредем, хотя часто границы их страны проходили
гораздо севернее. Южнее Зареда находился Едом.
К востоку от Иордана находился Галаад;
этим именем могла обозначаться почти вся область за Иорданом между Тивериадским
озером и Мертвым морем. Поскольку земли Галаада возвышаются над уровнем моря
приблизительно на девятьсот метров, здесь выпадает достаточное количество
осадков, благодаря которым Галаад был покрыт в библейские времена лесами и
виноградниками. Виноградники Галаада считались лучшими в Палестине. Славился
Галаад и своим бальзамом (особый вид ароматической смолы). Из Галаада с
благовонными смолами, ладаном и бальзамом, шел караван измаильтян, которым
братья продали Иосифа (Быт 37:25).
Южнее Галаада находился Аммон, затем, на
возвышенности восточнее Мертвого моря — Моав. Территория Моава представляет
собой высокое плато, прорезанное узкими расселинами, которые прорубили в
скалах Арнон еще несколько потоков. В Моаве находится гора Нево, откуда
Моисей перед смертью обозревал обетованную землю. Перед тем, как перейти
Иордан, на равнинах Моава встали лагерем сыны Израилевы (Втор 32:49-50; 34:1-8;
Чис 22:1).
Едом — самая южная из всех стран к востоку
от Иордана. Горы Едома достигают отметки около тысячи ста метров над уровнем
моря. Словно сторожевые башни, возвышаются они над окрестными пустынями, которые
примыкают к Едому с запада, востока и юга. Через Едом проходил важный торговый
путь, известный под названием Царской дороги. Когда израильтяне направлялись к
обетованной земле, едомитяне не позволили им пройти по этой дороге. С тех пор
между двумя народами возникла не утихающая вражда (Чис 20:14-21; 21:4).
Большая
часть Палестины расположена между 30 и 33
градусами северной широты. Примерно на такой же широте находятся Марокко, Грузия, южная Калифорния и южная Япония. Таким образом, климат здесь
субтропический, но в каждом регионе он имеет ряд
особенностей. В разных частях страны выпадает различное количество осадков, не
одинаково атмосферное давление, почвы, растительность.
Дожди идут в основном в декабре, январе и феврале. В течение остальных восьми или даже девяти
месяцев в году стоит засуха. В разных регионах выпадает
различное количество осадков. В центральных горах их больше всего. Средняя величина осадков в Верхней Галилее – 1 м в год, в Самарии – около 81 см в год, в Иерусалиме – примерно 61 см в год. Но они выпадают только на ограниченной горной местности и лишь в течение трех месяцев в году.
Высота осадков на севере прибрежной долины составляет 61 см в год, а на юге – 30,5 см. На востоке центральных гор, на расстоянии всего 24 километров от Иерусалима, в Иудейской пустыне, средние ежегодные
осадки не превышают 4 см, что составляет всего
одну десятую выпадающих в Иерусалиме
осадков. В Арабской долине высота
осадков составляет не более 1
см.
На Ближнем Востоке существуют три основные
экологические зоны: плодородная, полузасушливая и
засушливая. Они окружают друг друга, и, таким образом, первая отделена от третьей. Словом «плодородная»
обозначается пригодная для земледелия зона, где количество
осадков составляет 30,5 см
и более. Полузасушливыми называются
земли, где в год выпадает от 15 до 30,5 см осадков. Там, где осадков менее 15 см, в засушливой
местности, невозможно ведение сельского хозяйства даже на современном уровне его развития и основными занятиями населения остаются охота и
скотоводство.
Плодородная местность
занимает похожую на полумесяц территорию,
составляющую примерно десятую часть всего Ближнего Востока. Начиная с северного
побережья Персидского залива она
проходит через долины Тигра и Евфрата
в северную Сирию, сворачивает на запад, а затем – на юг, где
уменьшается, и заканчивается на средиземноморском
побережье Палестины. К северу от «плодородного полумесяца», как его называют,
располагаются полузасушливые земли.
Две основные засушливые зоны
находятся в горных областях восточной Анатолии и в центральной Персии. Южнее
«плодородного полумесяца» располагается лишь одна узкая полоска полузасушливой земли, а за ней начинаются Сирийская и
Арабская пустыни.
В
Палестине северные плодородные регионы совпадают с южной и западной частями «плодородного полумесяца», в то время как Негев, пустыня,
расположенная в южном Израиле, и
большая часть Иордании засушливы. Между двумя этими зонами
находится узкая полоска полузасушливой
земли, ширина которой варьируется от 16 до 32 км. Грань между «зеленой землей» и «желтой землей» очень тонкая.
То, что
плодородная часть Палестины находится между Средиземным морем и пустыней, всегда оказывало влияние на ее культурное развитие и историю.
Здесь средиземноморские культуры вступали в контакт с
обитателями пустыни. Благодаря своему расположению на
одной из оконечностей «плодородного полумесяца»,
она часто играла роль пограничной территории.
Здесь
люди из северных земель постоянно сталкивались с жителями периферийных областей
и выходцами из Египта, врат Африки. Даже
после освоения земледелия население плодородного региона было
немногочисленным. Несколько раз сюда
приходили захватчики, пытаясь овладеть этими землями и занять их. Наоборот,
пустыня была транзитной территорией, через которую люди перемещались из
одной плодородной области в другую. Именно
из-за этого засушливые территории,
несмотря даже на то, что зачастую они
были довольно отдаленными, всегда имели очень большое значение, как области, в которых происходило взаимодействие различных групп населения. До
освоения земледелия волны миграции могли свободно передвигаться как по хорошо обеспеченным водой, так и по
засушливым регионам, но, когда
большую часть плодородных областей
покрыли поля земледельцев, обитатели этих земель стали жить на очень ограниченной территории, практически не
выезжая за ее пределы. Засушливые же районы остались зонами международного сообщения, по которым могли, не опасаясь потревожить местное население,
передвигаться большие массы людей. С
тех пор в плодородных и засушливых
областях по-разному воспринимают расстояние.
Даже
после освоения земледелия именно в пустыню более развитые в техническом отношении сильные группы людей выталкивали слабых. Именно отсюда в «плодородный полумесяц» постоянно приходили свежие идеи и
свежая кровь. Контакты между
населением плодородных земель и жителями
пустыни существовали всегда. Это постоянное взаимодействие между «зеленой землей» и «желтой землей» всегда было очень важным фактором культурного развития Ближнего Востока.
Нашествие азиатов по морю (египетский наскальный рисунок) |
Палестина - единственный сухопутный «мост», соединяющий Азию с Африкой, что делает изучение доисторического и раннего периодов ее развития крайне
важным. Ее плодородная часть находится всего лишь в 322 км от долины Нила, от
верховий Евфрата и от южной Анатолии.
Если доисторические люди переходили из Азии в Африку или наоборот, то в
Палестине должны были остаться их следы. Конечно,
люди довольно рано начали плавать по
Красному морю, и можно было свободно пересечь пролив Баб-эль-Мандеб, отправившись в Африку, и наоборот, но
сухопутный маршрут пролегал только через Палестину
и Синай.
Таким образом, на
протяжении всей своей истории Палестина играла роль моста. Она была первой
страной, в которой оказывался тот, кто ехал из Египта в Азию, и мы знаем, что фараоны
называли ее «вратами Египта». В свою очередь, житель Месопотамии, Сирии или
Анатолии для того, чтобы попасть в Египет, да и в остальную
Африку, должен был
пересечь Палестину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий