понедельник, 13 февраля 2012 г.

Стелла Меши против 4 Книги Царств - где же правда?



В 1868 году, немецкий миссионер Ф.А.Кляйн из миссии в Иерусалиме услышал о том, что бедуинам, живущим в поселке Дибан, на месте древнего города Дивон (Иисус Навин, 13:9,17 и Иеремия, 48:18,22), к востоку от Мертвого Моря, к северу от реки Арнон, известен камень с древней надписью. Миссионер отправился в Заиорданье и увидел то, что стало одним из самых поразительных археологических открытий на Святой Земле.
Это базальтовая стелла 1.15 м. длиной и 60-68 см. шириной, на которой написан текст на моавитском диалекте ханаанского языка. Язык этот практически не отличается от еврейского диалекта ханаанского языка, на котором израильтяне говорят и по сей день, но все же отличия есть: окончание множественного числа на «ин», а не на «им», как в еврейском, и глагольная форма «ифте'аль», которой нет в иврите, суффикс
ה с именами используется для обозначения притяжательности как в женском, так и в мужском роде, вот, кажется, и все. Алфавит такой же, как был у евреев до вавилонского пленения. После же вавилонского плена, евреи стали использовать арамейское квадратное письмо, которое ныне известно как еврейский алфавит. Письмо радикально консонантное: там, где мы пишем букву «Йoд» (й) для обозначения гласной «и», или там, где мы пишем «вав» (w) для обозначения «о» или «у», никаких гласных нет, это, впрочем, характерно и для еврейских надписей того времени, например, для надписи из Шилоаха.
До нас дошла большая часть текста, но не вся: когда местные бедуины сообразили, что речь идет об очень ценном камешке, они разожгли вокруг него костер, раскалили его, потом облили холодной водой и камешек раскололся на множество мелких частей. Большую часть осколков купили потом французы, составили их вместе и поставили Стеллу Меши в Лувре.
Самое же интересное – это то, что написано на этой стелле. Текст поветсвует о войне между Моавом и Израилем во времена царя Моава по имени Меша и израильских царей Омри, Ахава и Йoрама. То есть, в IX веке до н.э. О тех же событиях повествует и Библия.
Небольшая справка о Моаве. Это древний народ, упоминается он, например, в числе народов, покоренных фараоном Рамзесом II на пьедестале гигантской статуи Рамзеса в Луксоре. Рамзес правил Египтом в XIV-XIII вв. до н.э. Первое археологическое упоминание об Израиле более позднее: в стелле фараона Мернептаха (XII в. до н.э.).
В Библии Моав упоминается в 179 стихах. Это враг Израиля, народ презренный, ибо произошел он от кровосмесительного брака Лота с его старшей дочерью (Быт. 19:37). Моав владел обширной территорией в Заиорданьи, но Господь разгневался на него за то, что он поклонялся идолу Кемошу и отдал его землю до реки Арнон амореям (Чис. 21). Моавитский царь Балак призвал пророка Валаама, чтобы тот проклял Израиль, выходящий из Египта, но Господь не допустил этого и вложил в его уста благословение (Чис. 22-24). Когда Израиль стоял на полях Моава, дщери Моава и Медьяна блудили с израильтянами и склоняли их к идолопоклонству, сие безобразие прекратил Пинхас, сын первосвященника Эльазара, проткнув копьем блудящего израильтянина и медианитку (Чис. 25). Моавитянина нельзя вообще принимать в общество Господне до десятого колена (Втор. 23:4). Однако, праведная моавитянка Рут поселилась в Вифлееме иудейском и стала основательницей царской династии, дома Давида.

Перевод текста стелы на русский язык:
"Я - Меша, сын Кемоша, царь Моава Дивонец. Отец мой правил Моавом 30 лет и я правил над Моавом после отца и сделал это возвышение Кемошу в Керихо во знамение спасения ибо спас меня от всех, воцарил и ибо призрел меня надо всеми ненавидящими меня. Омри, царь Израиля, и угнетал Моав многие дни, ибо гневался Кемош на свою страну. И сменил его сын его, и сказал: «И я буду притеснять Моав». Во дни мои сказал так.
И узрел я его и дом его, и Израиль погиб, погиб навсегда. И унаследовал Омри страну Махадева и сидел в ней во дни его в половину дней сына его, сорок лет. И воссел Кемош во дни мои. И построил я Бааль Маон, и построил там резервуар и построил Кирьятаин. И мужи Гада сидели в стране Атарот от века. И построили для себя царь Израиля Атарот. И пошел я на войну с ним и захватил его и убил весь народ скоро в городе для Кемоша и Моава. И вернул оттуда алтарь (друга? дяди? Давида?) и принес пред Кемошем в городе и поселил в нем мужей Шарона и мужей Мехарот. И сказал мне Кемош: "Пойди, возьми Нево у Израиля". И я пошел туда и воевал против него от рассвета до полдня и взял и убил всего семь тысяч мужей, и жителей, и женщин, и жительниц. И посвятил их Аштарте Кемоша в посвящение. И взял оттуда сосуды и принес их пред лице Кемоша. И царь Израиля построил Йахац и сел в нем в войне со мной. И изгнал его Кемош предо мной и взял я из Моава двести мужей, всех его главных, и вывел его из Йахаца и захватил его, чтобы присоединить к Дивону. Я построил Керихо, стену деренянную и стену на холме, и я построил его врата. Я построил его башню и я построил царский дом и сделал два (?) резервуара внутри города. И колодца не было внутри города в Керихо. И сказал я всему народу: сделайте себе каждый колодец в доме, я же прорублю ров в Керихо при помощи израильских пленников. Я отстроил Ароер и я сделал дорогу в Арноне.
Я построил Бейт Бамот, ибо он был разрушен. Я построил Бецер ибо он был притеснен.
........Мужей Дивона пятьдесят, ибо весь Дивон мне послушен, а я царствовал...сотен в городах, что я присоединил к стране. И я построил Махадеву и Бейт Дивлатан и дом Бааль-Маона, и привел туда ........скот страны. И хоронцы сидели там. И сказал мне Кемош: «Спустись и воюй против хоронцев», и я спустился ........и сидел там Кемош в мои дни. И оттуда.... (неразборчиво)".
А вот как про те же события повествует Библия (4-я Царств) - сравните 2 отрывка и найдите 10 отличий:
"Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; и пошел и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони. И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской. И пошел царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который [шел] за ними. И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский. И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами, ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями. Поутру, когда возносят хлебное приношение, вдруг полилась вода по пути от Едома, и наполнилась земля водою. Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его. И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю".
Как видим, человеческая жертва Кемошу, мерзости моавитской (высоту которому, по наущению жен, построил в Иерусалиме царь Соломон, как свидетельствует 3-я Царств) сделала свое дело.
Так же, обратите внимание, отношение Моава к Кемошу такое же, как и отношение Израиля к Господу: это их племенной бог, который дает им победу над врагами. Этот камень, кстати – древнейшее археологическое подтверждение тому, что Израиль уже тогда, в IX в. до н.э., служил Господу. 
А всё-таки, как вам кажется, почему отрывок из Писания так отличается  от содержания стелы? Поделитесь мнениями в комментах...

Комментариев нет:

Отправить комментарий