Иерихон сегодня |
Телль-эс-Султан |
Телль-эс-Султан,
современный холм, под которым скрывался
древний город Иерихон, расположенный в наклонной долине к северу от Мертвого
моря, — единственное место в мире,
где был обнаружен город, существовавший
около тринадцати тысяч лет назад (т.е. примерно в 11000 г. до н.э.). Это
укрепленное городище на несколько тысяч лет старше, чем любое известное в наши дни поселение городского типа.
Раскопки стен Иерихона |
Городище
докерамического периода было окружено высокими
стенами, сложенными из огромных камней, вес которых достигал нескольких тонн. За этими стенами, в городе, жило богатое сообщество людей.
Укрепления состояли из одной, а возможно, даже из нескольких массивных
круглых башен. В то время как большая часть всего населения Палестины ютилась в хижинах и землянках, жители Иерихона умудрились
построить башню высотой в несколько метров, внутри которой
из цельных камней была сложена лестница, по которой
стража могла подняться наверх. У подножия окружавшей
город стены Кеньон сделала еще более поразительную находку:
стены были окружены искусственным рвом.
Иерихон: угловая башня |
Население городища Иерихон еще не умело
изготавливать керамику, и созданная ими материальная
культура походила на ту, что была характерна для всех
других потомков натуфийцев, которые были первыми земледельцами, все еще сильно зависевшими от охоты и
собирательства. Если принять во внимание тот факт, что
численность других групп – современников жителей
Иерихона – была гораздо меньше, огромные защитные укрепления
города поражают, и мы не сразу понимаем, насколько
они важны. Построить такие массивные защитные сооружения жителей Иерихона могла заставить только
опасность атаки извне. Для того чтобы такая опасность
появилась, учитывая политическое, социальное и экономическое
развитие города, он должен был владеть огромными богатствами. Если жители Иерихона были простыми ранними
земледельцами, то зачем им было проводить такие
масштабные работы по сооружению защитных укреплений?
Возведение
фортификаций в Иерихоне было не единственным
видом общественных работ. Кеньон также обнаружила огромные резервуары для воды
и публичные здания, причем по крайней мере одно из них
(относящееся к «докерамическому слою В») служило для организации различных церемоний. Оно оказалось очень странным: по
углам к центральной четырехугольной комнате были сделаны круглые пристройки. Похожее на бассейн
углубление в ее середине, судя по
всему, служило для разведения огня. В
этой комнате были найдены несколько предметов, использовавшихся, судя по всему, в ритуальных целях. Среди них были две маленькие женские статуэтки и
несколько статуэток различных животных. Оба этих типа изображений связаны с культом плодородия.
Для того
чтобы сделать возможным выполнение столь сложных
общественных работ, у жителей Иерихона должны были быть сильные руководители, обеспечивавшие согласованность труда, которой не
существовало в более ранние времена. Эти
нововведения появились у остальных
народов Ближнего Востока только через три-четыре тысячи лет. В распоряжении
города должно быть огромное количество работников,
не занятых другим трудом, а это невозможно при отсутствии некоего подобия
рабовладельческой системы или, по крайней мере, централизованной власти, благодаря которой можно планировать
подобные работы и управлять людскими ресурсами. Однако
этот вопрос дискуссионен: на сегодняшний день
исследователи не нашли свидетельств наличия или отсутствия подобной системы в Иерихоне.
Большая
часть огромных камней была взята из подножия Иудейских холмов на расстоянии в 2 и более километра от города. Длина окружности
оборонительных стен более километра. Их несколько раз перестраивали и восстанавливали. Их изначальная высота – около 7 метров. В ширину ров был 7 метров, а в глубину – 3 метра. Мы не знаем, с помощью каких приспособлений (если
они вообще были) камни переносили с места на место.
Очевидно, для этого использовались веревки, а
орудия, которыми вырубали, вытаскивали, передвигали и
встраивали в тело стены камни, были сделаны из кремня, дерева и кости. Стену постоянно подновляли, а для
этого требовалось, чтобы ее все время обслуживало
определенное число рабочих.
Чтобы
прокормить людей, занятых на общественных работах, в Иерихоне должен был накапливаться огромный избыточный продукт, а это говорит о
богатстве, которым до тех пор не располагало ни одно
сообщество первых земледельцев.
Телль-эс-Султан: раскопки |
Вероятно,
недалеко от Иерихона росли финиковые пальмы,
и практически все археологи уверены в том, что жители этого города обладали
первоначальными навыками выращивания
зерновых культур. Это привело Кеньон к мысли о том, что земледелие в Иерихоне
процветало. Она справедливо заметила: две тысячи человек
в таком засушливом регионе, как нижняя часть Иорданской
долины, «не могли питаться одним диким зерном и
добывать диких животных, обитавших вблизи поселения». Кеньон возвращается к старой теории о том, что
«необходимость создания ирригационной системы привела к
появлению такой социальной организации, для которой
оборона стала очевидной».
Другим
важным занятием сообществ, живших в эпоху докерамического неолита, была охота, но маловероятно,
что население Иерихона стало бы заниматься таким делом, требующим постоянных передвижений и подразумевающим кочевой или полукочевой образ жизни.
Здесь находят наконечники стрел и другие кремневые
орудия, свидетельствующие о том, что население города
занималось и охотой, но вряд ли она могла принести
большой избыточный продукт, который удовлетворял бы
огромные общественные нужды Иерихона.
Если
озеро действительно было менее соленым и располагалось намного ближе к городу, а река - значительно шире, чем сейчас, то можно предположить,
что жители города занимались и рыболовством. Но, опять
же, вряд ли такое крупное поселение, как Иерихон, могло быть создано
сообществом рыболовов.
Чтобы
содержать основное ядро докерамического Иерихона
– его защитную систему, общественные здания и хранилища, а также сложную политическую и социальную структуру, - необходимо заниматься совершенно другим видом
деятельности, тем, который в свое время станет
основным для сообществ, жаждущих накопить избыточный продукт. Источником процветания Иерихона могла стать только торговля.
В
городе были найдены орудия из обсидиана, привезенные, видимо, из Анатолии, глыбы бирюзы с Синая,
различные красители с Иорданского плато и ракушки-каури, доставленные с
побережья Средиземного моря. Наличие здесь всего этого говорит о существовании
внешней торговли, но не объясняет причины богатства Иерихона. В городе обязано быть что-то, на что можно купить еду и дешевые рабочие руки. Для того
чтобы понять, в чем состояло богатство Иерихона, мы
должны оглядеться вокруг и определить, какими
ресурсами обладает эта местность. Иерихон расположен
недалеко от Мертвого моря, источника различных веществ,
на которые в древности был очень высокий спрос. В
основном это соль, битум и сера.
Сообществам
охотников соль не нужна. Когда мясо едят
сырым или жареным, в нем сохраняется естественный запас соли, так что необходимость добавлять хлорид
натрия отпадает. С другой стороны, народы, питающиеся овощами или вареным мясом, вынуждены солить еду, так что соль всегда была важна для всех
сообществ, живших производящим
хозяйством. На Ближнем Востоке она стала
незаменимой как раз тогда, когда люди стали заниматься земледелием, а Иерихон превратился в город.
Обмазанный глиной череп из Иерихона докерамического неолита |
Мертвое море всегда было важным источником соли для соседних регионов. На берегах моря часто встречаются остатки древних соляных разработок, которые часто упоминаются в Библии[1].
Соль была очень нужна жителям древней Палестины,
приправлявшим ею еду. Лучше всего это выражено в вопросе Иова: «Едят ли безвкусное без соли?..» (Иов.6:6). Соль также использовалась в жертвоприношениях[2].
Этот обычай, очевидно, восходит еще к
доисторическим временам. Соль также
часто упоминается в Библии как антисептик
и лекарство. Новорожденных младенцев купали и обрызгивали соляным раствором[3],
а пророк Елисей исцелил воды
Иерихона, бросив в поток горшок соли[4].
Современное население
Палестины предпочитает более качественную и
чистую средиземноморскую соль, но еще до
недавнего времени бедуины сооружали на побережье моря, названного в Библии
Соленым, отстойники для искусственного выпаривания соли. Именно отсюда они доставляли
ее на рынки Иерусалима, Хеворна, Беэр-Шевы и Газы.
Самые
древние торговые пути на Ближнем Востоке появились благодаря торговцам солью. Необходимость перевозки соли и благовоний, игравших огромную
роль в религиозной жизни практически всех древних
обществ, привела к появлению большинства основных торговых путей древности. Если жители Иерихона
действительно преуспели в торговле солью, их, очевидно,
можно назвать первыми людьми в мире, додумавшимися до этого,
и именно благодаря этому занятию они могли
получить тот огромный избыточный продукт, наличие которого
было доказано в ходе археологических раскопок.
Раскрашенная голова глинянной статуи | (Иерихон) |
Битум
также мог быть важным предметом торговли. Его скопления находят на поверхности воды или на берегу, а в Мертвом море его настолько много, что римские авторы даже называли его «Асфальтовым
озером». Судя по Библии, корни традиции использования битума восходят во времена Ноя, когда он применялся
для строительства ковчега[5].
Мать Моисея обмазала битумом корзину, в которой он лежал
на берегу Нила и был найден дочерью фараона[6].
Благодаря археологическим данным мы знаем, что битум использовался еще в период мезолита для скрепления частей серпов и других составных орудий.
Битум
стал играть очень большую роль, а Мертвое море было одним из его основных источников. В Иерихоне, в слоях эпохи докерамического неолита,
были найдены кремневые орудия с прилипшим к ним
битумом.
Третьим
важным источником обогащения была сера, которую
и сейчас собирают на поверхности равнины, расположенной недалеко от Телль-эс-Султана. Бедуины до сих пор используют ее для изготовления
лекарств, разжигания огня и в различных ритуальных и
магических целях. Скопления серы были обнаружены в доисторических слоях Иерихона.
Ко
всему прочему, расположение города было идеальным для ведения торговли. Здесь было такое количество природных ресурсов, что земледелие, охота и
рыболовство должны были превратиться во вторичные занятия. Возможно, другие города возникли в настолько же
выгодно расположенных местах – ведь пример Иерихона
доказал, что хорошо укрепленный город мог быть
построен и более десяти тысяч лет назад, -
хотя других подобных примеров мы не
знаем.
В то время как на соседних
холмах малоразвитые группы охотников
продолжали вести полукочевой образ жизни, пока первые земледельцы жили
в крохотных хижинах и шалашах и влачили
жалкое существование, Иерихон расцветал.
Всем остальным первым земледельцам потребовалось еще три тысяч лет проб и ошибок для того, чтобы переселиться в города.
Однако по неизвестным нам причинам в эпоху энеолита,
в 4-м тысячелетии до н.э., когда по всей Палестине
стали появляться поселения земледельцев, Иерихон был
заброшен и пустовал на протяжении почти тысячи лет.
[1] Посему, живу Я! говорит
Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как
Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа
Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие.
(Соф.2:9)
[2] И от меня царя
Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все,
чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно
давайте: серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов,
и до ста же батов масла, а соли без обозначения [количества]. (Ездр.7:21,22)
Когда
же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец
овна без порока; и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них
соли, и вознесут их во всесожжение Господу. (Иез.43:23,24)
Всякое
приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета
Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль. (Лев.2:13)
[3] … при рождении твоем, в
день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для
очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита. (Иез.16:4)
[4] И сказали жители того
города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но
вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите
туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал:
так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни
смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея,
которое он сказал. (4Цар.2:19-22)
[5] Сделай себе ковчег из
дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
(Быт.6:14)
[6] Жена зачала и родила
сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее
скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и,
положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала
вдали наблюдать, что с ним будет. (Исх.2:2-4)
Комментариев нет:
Отправить комментарий