вторник, 14 февраля 2012 г.

Иерихон: основы хозяйства первого в мире города


Иерихон сегодня

Телль-эс-Султан
Телль-эс-Султан, современный холм, под которым скрывался древний город Иерихон, расположенный в на­клонной долине к северу от Мертвого моря, — единствен­ное место в мире, где был обнаружен город, существовав­ший около тринадцати тысяч лет назад (т.е. примерно в 11000 г. до н.э.). Это укрепленное городище на несколько тысяч лет старше, чем любое известное в наши дни поселение городского типа.
Раскопки стен Иерихона
Городище докерамического периода было окружено высокими стенами, сложенными из огромных камней, вес которых достигал нескольких тонн. За этими стенами, в городе, жило богатое сообщество людей. Укрепления со­стояли из одной, а возможно, даже из нескольких массив­ных круглых башен. В то время как большая часть всего населения Палестины ютилась в хижинах и землянках, жители Иерихона умудрились построить баш­ню высотой в несколько метров, внутри которой из цель­ных камней была сложена лестница, по которой стража могла подняться наверх. У подножия окружавшей город стены Кеньон сделала еще более поразительную находку: стены были окружены искусственным рвом.
Иерихон: угловая башня


         Население городища Иерихон еще не умело изготавли­вать керамику, и созданная ими материальная культура походила на ту, что была характерна для всех других по­томков натуфийцев, которые были первыми земледельца­ми, все еще сильно зависевшими от охоты и собиратель­ства. Если принять во внимание тот факт, что численность других групп – современников жителей Иерихона – была гораздо меньше, огромные защитные укрепления города поражают, и мы не сразу понимаем, насколько они важны. Построить такие массивные защитные сооружения жи­телей Иерихона могла заставить только опасность атаки извне. Для того чтобы такая опасность появилась, учиты­вая политическое, социальное и экономическое развитие города, он должен был владеть огромными богатствами. Если жители Иерихона были простыми ранними земледельцами, то зачем им было проводить такие масштабные работы по сооружению защитных укреплений?
Возведение фортификаций в Иерихоне было не един­ственным видом общественных работ. Кеньон также обна­ружила огромные резервуары для воды и публичные зда­ния, причем по крайней мере одно из них (относящееся к «докерамическому слою В») служило для организации различных церемоний. Оно оказалось очень странным: по углам к центральной четырехугольной комнате были сдела­ны круглые пристройки. Похожее на бассейн углубление в ее середине, судя по всему, служило для разведения огня. В этой комнате были найдены несколько предметов, использовавшихся, судя по всему, в ритуальных целях. Сре­ди них были две маленькие женские статуэтки и несколь­ко статуэток различных животных. Оба этих типа изображений связаны с культом плодородия.
Для того чтобы сделать возможным выполнение столь сложных общественных работ, у жителей Иерихона долж­ны были быть сильные руководители, обеспечивавшие согласованность труда, которой не существовало в более ранние времена. Эти нововведения появились у осталь­ных народов Ближнего Востока только через три-четыре тысячи лет. В распоряжении города должно быть огромное коли­чество работников, не занятых другим трудом, а это не­возможно при отсутствии некоего подобия рабовладель­ческой системы или, по крайней мере, централизованной власти, благодаря которой можно планировать подобные работы и управлять людскими ресурсами. Однако этот вопрос дискуссионен: на сегодняшний день исследователи не нашли свидетельств наличия или отсутствия подобной системы в Иерихоне.
Большая часть огромных камней была взята из подно­жия Иудейских холмов на расстоянии в 2 и более кило­метра от города. Длина окружности оборонительных стен более километра. Их несколько раз перестраивали и вос­станавливали. Их изначальная высота – около 7 метров. В ширину ров был 7 метров, а в глубину – 3 метра. Мы не знаем, с помощью каких приспособлений (если они во­обще были) камни переносили с места на место. Очевид­но, для этого использовались веревки, а орудия, кото­рыми вырубали, вытаскивали, передвигали и встраива­ли в тело стены камни, были сделаны из кремня, дерева и кости. Стену постоянно подновляли, а для этого требо­валось, чтобы ее все время обслуживало определенное число рабочих.
Чтобы прокормить людей, занятых на общественных работах, в Иерихоне должен был накапливаться огромный избыточный продукт, а это говорит о богатстве, которым до тех пор не располагало ни одно сообщество первых зем­ледельцев.
Телль-эс-Султан: раскопки
Вероятно, недалеко от Иерихона росли финиковые пальмы, и практически все археологи уверены в том, что жители этого города обладали первоначальными навыка­ми выращивания зерновых культур. Это привело Кеньон к мысли о том, что земледелие в Иерихоне процветало. Она справедливо заметила: две тысячи человек в таком за­сушливом регионе, как нижняя часть Иорданской доли­ны, «не могли питаться одним диким зерном и добывать диких животных, обитавших вблизи поселения». Кеньон возвращается к старой теории о том, что «необходимость создания ирригационной системы привела к появлению такой социальной организации, для которой оборона ста­ла очевидной».
Другим важным занятием сообществ, живших в эпоху докерамического неолита, была охота, но маловеро­ятно, что население Иерихона стало бы заниматься таким делом, требующим постоянных передвижений и подразу­мевающим кочевой или полукочевой образ жизни. Здесь находят наконечники стрел и другие кремневые орудия, свидетельствующие о том, что население города занима­лось и охотой, но вряд ли она могла принести большой избыточный продукт, который удовлетворял бы огромные общественные нужды Иерихона.
Если озеро действительно было менее соленым и рас­полагалось намного ближе к городу, а река - значитель­но шире, чем сейчас, то можно предположить, что жители города занимались и рыболовством. Но, опять же, вряд ли такое крупное поселение, как Иерихон, могло быть создано сообществом рыболовов.
Чтобы содержать основное ядро докерамического Иерихона – его защитную систему, общественные здания и хранилища, а также сложную политическую и соци­альную структуру, - необходимо заниматься совершенно другим видом деятельности, тем, который в свое время ста­нет основным для сообществ, жаждущих накопить избы­точный продукт. Источником процветания Иерихона мог­ла стать только торговля.
В городе были найдены орудия из обсидиана, приве­зенные, видимо, из Анатолии, глыбы бирюзы с Синая, различные красители с Иорданского плато и ракушки-каури, доставленные с побережья Средиземного моря. Наличие здесь всего этого говорит о существовании внешней торговли, но не объясняет причины богатства Иерихона. В городе обязано быть что-то, на что можно купить еду и дешевые рабочие руки. Для того чтобы понять, в чем состояло богатство Иерихона, мы должны оглядеться вокруг и определить, какими ресурсами обла­дает эта местность. Иерихон расположен недалеко от Мертвого моря, источника различных веществ, на кото­рые в древности был очень высокий спрос. В основном это соль, битум и сера.
Сообществам охотников соль не нужна. Когда мясо едят сырым или жареным, в нем сохраняется естествен­ный запас соли, так что необходимость добавлять хлорид натрия отпадает. С другой стороны, народы, питающиеся овощами или вареным мясом, вынуждены солить еду, так что соль всегда была важна для всех сообществ, живших производящим хозяйством. На Ближнем Востоке она ста­ла незаменимой как раз тогда, когда люди стали заниматься зем­леделием, а Иерихон превратился в город.
Обмазанный глиной череп из Иерихона докерамического неолита
Мертвое море всегда было важным источником соли для соседних регионов. На берегах моря часто встречаются остатки древних соляных разработок, которые часто упоминаются в Биб­лии[1]. Соль была очень нужна жителям древней Палестины, приправлявшим ею еду. Лучше всего это вы­ражено в вопросе Иова: «Едят ли безвкусное без соли?..» (Иов.6:6). Соль также использовалась в жертвоприно­шениях[2]. Этот обычай, очевидно, восходит еще к доисторическим временам. Соль также часто упоминается в Библии как антисептик и лекарство. Новорожденных младенцев купа­ли и обрызгивали соляным раствором[3], а про­рок Елисей исцелил воды Иерихона, бросив в поток горшок соли[4].
Современное население Палестины предпочитает более качественную и чистую средиземноморскую соль, но еще до недавнего времени бедуины сооружали на побережье моря, названного в Библии Соленым, отстойники для ис­кусственного выпаривания соли. Именно отсюда они до­ставляли ее на рынки Иерусалима, Хеворна, Беэр-Шевы и Газы.
Самые древние торговые пути на Ближнем Востоке по­явились благодаря торговцам солью. Необходимость пе­ревозки соли и благовоний, игравших огромную роль в религиозной жизни практически всех древних обществ, привела к появлению большинства основных торговых путей древности. Если жители Иерихона действительно преуспели в торговле солью, их, очевидно, можно назвать первыми людьми в мире, додумавшимися до этого, и именно благодаря этому занятию они могли получить тот огромный избыточный продукт, наличие которого было доказано в ходе археологических раскопок.
Раскрашенная голова глинянной статуи (Иерихон)
Битум также мог быть важным предметом торговли. Его скопления находят на поверхности воды или на берегу, а в Мертвом море его настолько много, что рим­ские авторы даже называли его «Асфальтовым озером». Судя по Библии, корни традиции использования битума восходят во времена Ноя, когда он применялся для строи­тельства ковчега[5]. Мать Моисея обмазала битумом корзину, в которой он лежал на берегу Нила и был найден дочерью фараона[6]. Благодаря археологическим данным мы знаем, что битум использовался еще в период мезолита для скреп­ления частей серпов и других составных орудий.
Битум стал играть очень большую роль, а Мертвое море было одним из его основных источников. В Иери­хоне, в слоях эпохи докерамического неолита, были най­дены кремневые орудия с прилипшим к ним битумом.
Третьим важным источником обогащения была сера, которую и сейчас собирают на поверхности равнины, расположенной недалеко от Телль-эс-Султана. Бедуины до сих пор используют ее для изготовления лекарств, разжигания огня и в различных ритуальных и магических целях. Скопления серы были обнаружены в доисторических сло­ях Иерихона.
Ко всему прочему, расположение города было идеаль­ным для ведения торговли. Здесь было такое количество природных ресурсов, что земледелие, охота и рыболовст­во должны были превратиться во вторичные занятия. Воз­можно, другие города возникли в настолько же выгодно расположенных местах – ведь пример Иерихона доказал, что хорошо укрепленный город мог быть построен и более десяти тысяч лет назад, - хотя других подобных примеров мы не знаем.
В то время как на соседних холмах малоразвитые груп­пы охотников продолжали вести полукочевой образ жиз­ни, пока первые земледельцы жили в крохотных хижинах и шалашах и влачили жалкое существование, Иерихон рас­цветал. Всем остальным первым земледельцам потребова­лось еще три тысяч лет проб и ошибок для того, чтобы переселиться в города.
Однако по неизвестным нам причинам в эпоху энеолита, в 4-м ты­сячелетии до н.э., когда по всей Палестине стали появ­ляться поселения земледельцев, Иерихон был заброшен и пустовал на протяжении почти тысячи лет.



[1] Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. (Соф.2:9)
[2] И от меня царя Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте: серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения [количества]. (Ездр.7:21,22)
Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу. (Иез.43:23,24)
Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль. (Лев.2:13)
[3] … при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита. (Иез.16:4)
[4] И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. (4Цар.2:19-22)
[5] Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Быт.6:14)
[6] Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. (Исх.2:2-4)

Комментариев нет:

Отправить комментарий